Чрезвычайное планирование. Три способа предотвратить затопление городов

Паводок в Хабаровске. Фото: РИА Новости

Паводок в Дальневосточном федеральном округе начался в конце июля после существенного повышения уровня воды в реке Амур. За два месяца под водой оказалось 12,3 тыс. домов, 600 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, 4 тыс. километров дорог, 80 котельных, 90 километров теплотрасс, 54 километра водопроводных сетей и 227 водозаборных колонок. Больше трети объектов восстановить не удастся, а суммарный ущерб жилищно-коммунальному комплексу, по данным Минрегиона, предварительно оценивается в 14 млрд рублей. На эти деньги властям придется решить проблемы почти 30 тыс. человек, которые из-за стихийного бедствия были эвакуированы из Еврейской автономии, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев.    
   

За минувший месяц власти успели разработать программу помощи пострадавшим. Согласно заявлению министра регионального развития Игоря Слюняева, предоставлять жилье и компенсировать материальные потери людям будут по аналогии с Крымском, перечисляя средства через органы социальной защиты. При этом одной из главных тем для общественных дискуссий продолжал оставаться вопрос, стоит ли людям селиться в зонах чрезвычайных ситуаций.

Читайте также: Как и чем государство поможет регионам, попавшим в зону подтопления? >>

Глава «Моспроект-5», архитектор Сергей Ткаченко:

На затопляемых территориях лучше просто ничего не строить. Необходимо разрабатывать грамотные генеральные планы, в которых приводится статистика паводков и наводнений за последние сто лет. Сейчас во многих, особенно небольших городах пытаются отменить должность главного архитектора и решать подобные вопросы за счет землеустроителей, это неверно – подобные программы не совсем их специальность.

Единственный способ спасти уже построенные города – заняться возведением необходимых гидротехнических сооружений, дамб и плотин, которые бы отводили воду. Но в этом случае речь идет о слишком дорогостоящих проектах – перевезти город окажется в несколько раз дешевле.

   
   

Локальный способ решения проблемы — дома, где жилые помещения располагаются на расчетной высоте второго этажа. Как в тропиках, там люди веками строят подобное жилье, получив от родителей знание, до какого уровня может подняться вода. Другой вопрос, что подобное решение окажется неприемлемым для развитых стран. Кроме того, наводнения бывают слишком редко, и даже если мы гипотетически построим подобное жилье — через несколько лет первые этажи все равно будут заполнены.

Главный инженер ассоциации «Гидроузел» Александр Романов:

В зоне затопления стояли дамбы в 7-8 метров, которые строились еще в советские времена. Сейчас очевидно, что их высоты оказалось недостаточно, и все сооружения нужно наращивать. Абстрактно посчитать стоимость работ невозможно, когда уйдет вода, властям в любом случае придется проводить восстановительные работы испорченных сооружений — только тогда можно будет посчитать все протечки, оценить нанесенный ущерб и необходимый объем укрепления конструкций. В принципе, в текущей ситуации есть даже небольшой плюс: дамбы — это земляные сооружения, после паводка они усядут и укрепятся. Конечно, все это дорого, но не больше, чем строить новые дома.

У нас уже была практика отселения людей после подобных событий на Лене. Но я не думаю, что подобный подход решит проблему: в стране слишком много регионов, которые постоянно затопляет. Например, в Краснодарском крае паводки происходят каждый год, просто не все их показывают в новостях. Речь идет об огромном числе переселенцев – дать им всем жилье просто невозможно. Конечно, лучше укреплять сооружения.

Пересмотреть законодательство все равно придется. В поймах рек должна быть определенная рекреационная зона, в которой нельзя располагать жилые дома, а можно, например, только дачные участки и не капитальные сооружения. Тогда подобных проблем просто не будет.

Вице-президент Национального объединения строителей Александр Ишин:

Сейчас все прекрасно понимают, что просто перенести город Хабаровск на другое место – нереально. Подобные проблемы можно решить, заранее учитывая их в градостроительной политике. Мы оказались в ситуации, когда приходится героически спасать регион, но все можно было предотвратить. Например, просто не размещая стратегические и инфраструктурные объекты, дороги, аэропорты, электростанции, в низинах и пойме реки. Плюс мощность предприятий: сейчас мы столкнулись с ситуацией, в которой местные ГЭС просто не могут уменьшить сброс даже в свете постоянного повышения уровня воды. Такие проблемы строители решать в принципе не могут, их задача – качественно построить объект. Размещение и безопасность задаются региональными властями, правильный план должен быть заложен еще на стадии формирования городов.

С другой стороны, я прекрасно понимаю: просчитать абсолютно все риски невозможно. Никто не будет строить семиметровую набережную при нормальном уровне воды в метр. На Дальнем Востоке в принципе много рек и большое количество осадков. Все это может стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, к которым никто не будет готов.