Ученый: Землетрясение в Кемеровской области могло возникнуть по вине людей

Бачатский угольный разрез. Фото: ru.wikipedia.org

Что стало причиной мощных подземных толчков, когда они прекратятся, можно ли было предсказать такое развитие событий в регионе — обо всем этом мы поговорили с директором Геофизической службы СО РАН Виктором Селезневым.    
   

«АиФ.ru»: Некоторые СМИ пишут, что причиной землетрясения стал горный удар, вы придерживаетесь такой же версии? 

Виктор Селезнев: Я не знаю, откуда взялась «утка» про горный удар. Но он не может быть причиной землетрясения, это какая-то ерунда. Не надо обращать на это внимание. Ситуация немного необычная, она связана с тем, что землетрясение произошло в Бачатском угольном разрезе, и есть подозрения, что его причины носят техногенный характер, потому что глубина землетрясения небольшая, около 4 км.

«АиФ.ru»: Я правильно понимаю, что это землетрясение связано с добычей полезных ископаемых?

Виктор Селезнев: Здесь два аспекта. Бесспорно, оно связано с деятельностью человека, но положительно или отрицательно — пока неясно. Допустим, в земной коре накапливается напряжение, а человек начинает делать взрывы, выкапывает карьеры и всячески влияет на среду. Это приводит к тому, что большие напряжения не могут накопиться, и в результате мы получаем серию мелких землетрясений. В этом смысле деятельность человека носит положительный характер. А может быть ситуация такой: никакой подготовки землетрясения не было, вырыли очень глубокую яму, эта яма стала влиять на напряженное состояние верхней части земной коры — и в результате этого произошло землетрясение. Влияние человека в этом случае отрицательное. Что на самом деле произошло, мы пока выясняем. Для этого нужно, чтобы в таких районах стояли сейсмологические станции, которые бы писали эти явления, но, к сожалению, их нет, на весь Кузбасс пять станций, а надо хотя бы 50. С утра мы отправили туда отряд, они устанавливают там станции, чтобы хотя бы записать афтершоковую деятельность. Произошло землетрясение, после этого еще прошла серия землетрясений с магнитудой 3,5; 3,7; 3,2 и 4,3. Всего их пока было 4. Думаю, что с неделю еще трясти будет.

«АиФ.ru»: Предупредить землетрясение было невозможно, потому что нет станций?

Виктор Селезнев: Даже если бы они там были, прогноз краткосрочных землетрясений не возможен. В 2003 году за два месяца до землетрясения мы установили станции на Алтае. Почему? Потому что мы сделали среднесрочный прогноз. Мы понимали, что скоро должно было произойти землетрясение, поэтому если станций хватает, то среднесрочный прогноз мы сделать можем, а краткосрочный нет.

   
   

«АиФ.ru»: Получается, что судьба тех регионов, в которых активно добывают полезные ископаемые, может быть очень печальной?

Виктор Селезнев: Для Кемерово хорошо, что есть шахты – это положительное явление, потому что такое землетрясение случается там раз в 70 лет, а по факту последнее было в 1903 году, то есть 110 лет здесь не было землетрясений, почти два срока. Это связано с тем, что идет постоянная разгрузка, происходит много мелких землетрясений, но крупных нет. Однако всему есть свой предел.

«АиФ.ru»: Какой силы было землетрясение и как люди его на себе ощущали?

Виктор Селезнев: Магнитуда была 5,6 — 14-й энергетический класс, это достаточно мощная атомная бомба. В эпицентре было 6, может, даже 7 баллов. Что такое 6 балов — трясется так, что печки разваливаются в домах, трубы с крыш падают, мебель по комнате начинает ходить, появляются трещины в домах. До Новосибирска дошло только 3-х балльное землетрясение, люстры шатались и ничего более.

«АиФ.ru»: Этот регион в принципе сейсмоопасный, почему там пострадало очень много домов? Получается, что наши дома не готовы к землетрясениям?

Виктор Селезнев: Есть долгосрочный прогноз, в нем сказано, что в этом регионе возможно семибалльное землетрясение. То, что произошло — одно из самых сильных землетрясений за период инструментальных наблюдений — и одно из самых сильных, пока человек живет на этом месте. Что касается разрушений, то могу сказать, что бывают дома, которые не только от 6 баллов пострадают — они пострадают, если их бревном ударить. Есть плановые дома у нас в Новосибирске, они все рассчитаны на 6 баллов. То же самое в Кемерово: будет 6 баллов, дома не пострадают. Может быть, будут трястись, может, где-то окна вылетят, но не более. А если это какая-то мазанка, чего хватает в Кемерово, то такие дома, действительно, могут сильно пострадать.

«АиФ.ru»: В Москве могут быть разрушительные землетрясения?

Виктор Селезнев: Нет, то, что было в Москве недавно — всего лишь отголоски землетрясения, которое произошло в 9000 км от столицы, в Петропавловске-Камчатском. Поэтому вам ничего опасного не светит, только отголоски.

Смотрите также: