Воры в контроле
Источники «АиФ» в полиции разводят руками. По их мнению, говорить об отдельно существующем институте воров в законе сегодня бессмысленно. «Законники» уже много лет являются далеко не самой важной частью криминального механизма, - рассказал наш собеседник из центрального аппарата МВД. - Их власть с самого начала держалась на страхе любого нарушителя закона попасть в места лишения свободы, где всем верховодили именно «авторитеты». Но сейчас люди, ворующие миллионы и миллиарды, и не собираются за решётку. Поэтому им бандиты нужны лишь в качестве страшилки для конкурентов или оппонентов. Кроме того, практически все криминальные главари работают под контролем спецслужб. Это относилось и к покойному Аслану Усояну (Деду Хасану), которого никогда всерьёз не пытались посадить, а если и задерживали, то ненадолго. К слову, после неудачного покушения на него Деда в больнице охранял ОМОН! Есть версия, что его и Вячеслава Иванькова (Япончика) устранили именно по указанию кураторов в погонах за попытки вести самостоятельную игру...
После этого оставшиеся на свободе «законники» притихли. Родственник Усояна Дмитрий Чантурия по прозвищу Мирон, которому прочили трон после смерти Хасана, не пользуется в криминальной среде серьёзным уважением. Его даже «законником» не все признают. Подозреваемый в «заказе» Хасана отморозок Ровшан Ленкоранский (когда-то расстрелявший убийцу собственного отца прямо в зале суда) залёг на дно. Другой известный вор, Тариэл Ониани (Таро), ещё долго будет сидеть... Все захваты участников сходок заканчиваются тем, что воров в законе, даже признающих за собой этот статус, выпускают. Конечно, если действовать по уму, то надо было бы установить микрофоны на подобных сходках и разузнать планы собравшихся, попытаться внедрить к ним агента. Но сегодня важнее громкие рапорты, за которыми в реальности ничего не стоит», - заключает наш эксперт.
С этим в целом согласны и опрошенные нами специалисты. «По моему мнению, никаких глобальных изменений в криминальном мире после убийства Япончика и Деда Хасана не произошло, - считает
Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции в отставке. - Эпоха передела, когда накачанные братки на улицах ежедневно стреляли друг в друга, прошла. Теперь сферы влияния поделены крупными игроками. Уже давно произошло сращивание организованной преступности с властным аппаратом и бизнесом. Расстрелянный в середине 90-х авторитетный
спортсмен Отари Квантришвили любил говорить: «Я преступник, но мои дети будут править государством». Что сейчас и происходит... Криминал двигает своих людей в правоохранительную систему и в госаппарат. Посланцы мафии занимают высокие должности. Блатные, отмеченные татуировками звёзд и куполов, - лишь небольшая часть реальной организованной преступности. Более важную роль там сегодня играют «белые воротнички» в дорогих пиджаках и на роскошных машинах. И ни у кого из преступных лидеров нет ни сил, ни амбиций перекраивать давно поделённые сферы влияния. Убийства «законников» - лишь отдельные вспышки. У меня складывается впечатление, что весь шум вокруг воров создаётся специально, чтобы оттянуть внимание общества от реальных злодеев, разворовывающих миллиарды. Никакой бандит никогда не сможет украсть и сотой доли того, что воруют в наших министерствах!».
На очереди «триады»?
Генерала Гурова пугают не старые «законники», а новые криминальные тенденции. Так, по имеющимся у него данным, на Дальнем Востоке уже плотно закрепились китайские мафиозные «триады». И им наплевать на наших авторитетов. После смерти смотрящего над этой территорией вора в законе Джема иностранцы начали активно отжимать теневой бизнес. Эта мафия имеет многовековые традиции и опирается на миллионы китайцев, проживающих в России. Её члены действуют очень жёстко, не останавливаются перед убийствами, подкупом чиновников и полицейских. По мнению специалистов, «триады» добиваются экономического захвата всего региона. Но наши правоохранители, к сожалению, практически не работают с китайской диаспорой, не имеют в ней агентуры.
Беспокойство вызывают и многочисленные банды приезжих из бывших советских республик. Наиболее жестокими полицейские считают выходцев из Таджикистана. Однако не сильно отстают от соседей узбеки и киргизы. Именно они, по прогнозам некоторых аналитиков, вскоре придут на смену беспредельщикам из русских «бригад».
«МВД фиксирует рост напряжённости со стороны организованных преступных групп», - сказал «АиФ»
Александр Хинштейн, зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, расслабляться в отношении «воров» силовикам всё же не стоит. - Авторитеты контролируют большую часть теневого рынка, активно участвуют в коммерческих схемах. Надо бы возрождать подразделения по борьбе с оргпреступностью на системной основе. Отсутствие единоначалия в этой сфере приводит к серьёзным проблемам. Никаких крупных и успешных операций по ворам в законе давно не было. Введённый в Уголовный кодекс новый состав 210-й статьи, специально написанный для «лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии», не работает. По нему в последние годы не было привлечено к уголовной ответственности ни одного человека! Я бы предложил также вернуть в законодательство термин «особо опасный рецидивист», что позволит назначать дополнительное наказание ранее судимым лидерам преступных групп».
Смотрите также: