Редактор ошибается один раз: Новые скандалы вокруг катастрофы под Смоленском

Неправильная точка зрения

Главный редактор Rzeczpospolita Томаш Врублевский ушел со своего поста. Следом за ним покинули кресла руководитель польского отдела Мариуш Станишевский и замглавного редактора Бартош Марчук, а также автор злополучной заметки про следы взрывчатки на спинках президентского самолета - Цезарь Гмыз.

   
   

Статья, рассказывающая о тротиле на спинках кресел Ту-154, потерпевшего крушение в смоленском лесу два года назад, вышла 30 октября. Якобы химики нашли на оболомках остатки тротила и нитроглицерина, и даже уведомили правительство о своих выводах.

В тот же день глава военной прокуратуры созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что никакой взрывчатки не было. В качестве объяснения чиновник рассказал, что оборудование для поиска взрывчатки может реагировать на любые схожие по составу вещества. Например, пестициды.

Томаш Врублевский сразу после опровержения заявил, что уходит в отпуск вплоть до решения наблюдательного совета. Оно не заставило себя ждать: совет, совместно с Presspublica, владеющей газетой, опубликовал заявление об увольнении главреда и трех сотрудников. Сообщалось, что статья Гмыза не была подкреплена никакими документами. Корреспондент с обвинениями не согласился и заявил, что скандал развязан с целью дискредитировать оппозицию.

Оппозиция в Польше и ранее выдвигала версии о падении самолета под Смоленском в результате взрыва. В день выхода статьи брат покойного президента Ярослав Качиньский открыто назвал катастрофу убийством и потребовал отставки правительства Дональда Туска.

Неожиданные показания

Также среди альтернативных версий катастрофы кроме «антиправительственных» присутствуют антироссийские. Масло в огонь подлило случившееся за день до выхода статьи Гмыза самоубийство ботинженера Ремигиуша Муся, бывшего главным свидетелем в деле о катастрофе. Журналистский самолет Як-40, на которомо он летел, сел в смоленском аэропорту незадолго до катастрофы. Суть показаний Муся состояла в том, что российский диспетчер приказал самолету, несмотря на туман, снизиться до высоты 50 метров. Официальная версия утверждает, что не было разрешения лететь ниже 100 метров.

Как пишут Wiadomości, на следующий день после смерти свидетеля (то есть, в день выхода статьи) поручик Артур Воштыль, пилот Як-40, публично подтвердил показания Муся. Глава польской парламентской комиссии по расследованию авиакатастрофы Антони Мачеревич призвал взять Воштыля под охрану ради его безопасности. Мачеревич также не доверяет официальной версии трагедии. Впрочем, поляки никогда официально не признавали заключение российских экспертов о том, что президентский лайнер не мог быть взорван.

   
   

96 человек разбились в авиакатастрофе 10 апреля 2010 года. В числе погибших были сам президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария и представители высшего военного и политического руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях, посвященных 70 годовщине расстрела органами НКВД польских офицеров.