Радиоактивные отходы заражают подмосковный поселок

Скоро всё Подмосковье будет так одеваться? Фото Эдуарда Кудрявицкого

При слове «радиация» мы вспоминаем украинский Чернобыль, японскую Фукусиму, но никак не подмосковный посёлок Львовский в 30 км от МКАД, где радиоактивные отходы лежат прямо под открытым небом, рядом стоят жилые дома, идёт строительство складов, мимо проезжают автомобили, дети роются в фонящих железяках... Причём, как удалось выяснить «АиФ», это не единственное место в Подмосковье, где люди облучаются ежедневно!

   
   

Радиация всюду

История «львовской Фукусимы» началась во времена СССР: в 1987 г. здесь на Подольском заводе цветных металлов (ПЗЦМ) в переплавку по ошибке попал радиоактивный лом из военной отрасли. В результате заражёнными оказались несколько гектаров заводских территорий. Потом предприятие обанкротилось, не раз у него менялся собственник, и в итоге радиоактивная свалка осталась без хозяина. Да и кому нужно такое добро?..

«Я был с измерительными приборами на территории ПЗЦМ 4 раза. Около бесхозных опасных объектов, которые помечены специальными знаками и сигнальными лентами, прибор показывает 300-400 мкР/час - это примерно в 30 раз выше нормы. А в одном месте - 1600 мкР/час - такие же показатели будут, если стоять напротив Чернобыльской АЭС! И сегодня попасть на территорию ПЗЦМ беспрепятственно может любой желающий, чем и пользуются собиратели металлолома, любознательные подростки и бомжи, - рассказал «АиФ» Андрей Ожаровский, физик-ядерщик, известный своими скандальными экологическими расследованиями. - Но страшно ещё и то, что мелкие фирмочки, сотрудники которых ни о чём не догадываются, рядом арендуют офисы, за забором от фонящей свалки строится логистический склад, где, возможно, будут хранить продукты для подмосковных супермаркетов, неподалёку находится скважина по забору воды, а буквально около кучи радиоактивных отходов протекает речка Петрица, которая петляет через несколько населённых пунктов. Были сообщения, что эпидемиологи уже обнаружили в колодцах н­иже по её течению превышение по излучению. Самое страшное, если радионуклиды попадут в организм с водой или овощами, которые местные дачники польют колодезной влагой. Раковые заболевания и генные мутации в таком случае обеспечены. А сколько людей уже пострадало за эти годы!»

Как объявили власти Подольского района обеспокоенным жителям, реабилитацией заражённых территорий до недавнего времени занималось специальное унитарное предприятие по обращению с радиоактивными отходами, но срок договора истёк, работы не профинансировали и охрану с объекта сняли. В то же время, согласно Федеральной программе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 г., на очистку заводской земли государство выделило 121 млн руб.!

«На эти деньги можно было вывезти если не всё, то хотя бы часть заражённого грунта, но ликвидаторы не придумали ничего более оригинального, чем прикрыть всё безобразие парой кусков плёнки, словно это парник. В некоторых местах она уже прорвалась. Кроме того, на территории завода полно участков, где фонящий хлам лежит просто так - под открытым небом», - возмущается А. Ожаровский.

Довыступались?

Буквально летом «Росатом», казалось бы, протянул руку помощи Львовке, но сделка, предложенная госкорпорацией, не состоялась, потому что вызвала яростный протест местных жителей и скептические ухмылки экологов. Местной администрации предложили выделить территорию ПЗЦМ под строительство временного хранилища ядерных отходов (в распоряжении «AиФ» эти документы есть).

«Плохо, что сейчас всё это лежит под открытым небом, но и опасения местных жителей, что в новое хранилище начнут свозить подобный мусор из других мест, не беспочвенны, да и нельзя строить такое рядом с жилыми домами. Тем более что в Сергиевом Посаде уже есть хранилище «Радона» (предприятия по обезвреживанию радиоактивных отходов. - Ред.), в котором, как мне известно, достаточно места. Если дать слабину, то через несколько лет Москва по воле функционеров обрастёт кольцом из радиационных хранилищ», - комментирует Владимир Сливяк, сопредседатель международной экологической организации «Экозащита».

   
   

Интересную информацию на этот счёт удалось добыть «AиФ» у самих атомщиков.

«Подольский район нам отказал в выделении земли, проект по возведению временного хранилища радиационных отходов заморожен, - подтвердил «АиФ» Андрей Кузнецов, гендиректор Центра управления федеральной собственностью. - Жители Львовки против, чтобы рядом с ними всё это захоранивали. Но ведь авария произошла у них, почему за это должны расплачиваться жители других регионов? Кроме того, куда-то вести заражённый грунт экономически необоснованно. Да и ни одно хранилище не примет такой объём!»

Выходит, и экологи, и атомщики (возможно, сами того не желая) сходятся в одном: радиоактивной грязи на Львовке действительно много, а разгребать её некому! Более того, как рассказал корреспонденту «АиФ» источник в «Росатоме», в Подольском районе хватает и других предприятий, где, согласно архивным данным, есть проблема неутилизированных радиационных отходов. Нетрудно догадаться, куда их повезут, если на Львовке всё-таки построят хранилище.

«Вы думаете, что, если «АиФ» напишет об этой проблеме, ответственные чиновники всё бросят и начнут вывозить то, что лежит на территории ПЗЦМ много лет? Зачем говорить об этом, если светлее и радостнее нам от этого не станет? А строить могильник мы не позволим», - сокрушается Анатолий Белов, глава посёлка Львовский. Пожалуй, его можно понять. Но чиновнику, не пошедшему на сделку, вместе с областными коллегами придётся решать радиационную проблему своими силами, вот он и нервничает. Даже на то, чтобы выставить вокруг зоны оцепление, нужны деньги, а где взять рабочих в спецкостюмах, упаковку для отходов и прочее?

Невидимая грязь

«Официальной карты радиационных загрязнений в Московской области не существует, о чём свидетельствует полученный нами ответ Росгидромета, в обязанности которого входит отслеживание ситуации. А ведь помимо Львовки есть и другие места, - уверен Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела «Гринпис Россия». - Где они? Вблизи посёлка Поварово Солнечногорского района, например, есть «нехороший» участок под Звенигородом... При этом власти признают существование только одной аномалии - где расположено официальное хранилище «Радона», в Сергиевом Посаде».

А что остальные? Неужели невидимые?