На вопросы «АиФ» ответил Сергей Дубик, начальник Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров.
Милиции нет, «оборотни» остались?
«АиФ»: - Сергей Николаевич, в этом году прошла переаттестация сотрудников милиции, а сама она была переименована в полицию. Но сообщения о преступлениях, совершённых теперь уже полицейскими, по-прежнему приходят ежедневно. Переаттестация была формальной? Что изменилось в МВД кроме названия?
Досье | |
---|---|
Сергей Дубик родился в 1963 г. в Московской области. Окончил Военный институт Министерства обороны. К моменту перехода на госслужбу исполнял обязанности гендиректора в частной юридической компании. С 2001 г. - советник аппарата первого замруководителя Администрации Президента (АП) РФ. С 2003 г. - помощник руководителя АП РФ, с 2004 г. - замруководителя секретариата руководителя АП РФ, с 2005 г. - начальник Управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров. |
С.Д.: - Подобных по масштабам реформ российское МВД не переживало на протяжении нескольких десятилетий. С одной стороны, создана принципиально новая основа деятельности министерства - приняты законы «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел...». Впервые законодательно закреплены социальные гарантии сотрудников.
С другой стороны, проведена значительная ротация кадров. Она была направлена на укрепление профессионального ядра полиции. Кадровый состав МВД сократился более чем на 20%. Свыше 5 тыс. человек не было аттестовано, а 19 тыс. человек, не дожидаясь заседаний комиссий, уволилось из органов внутренних дел. Всего аттестационную процедуру успешно прошло более 875 тыс. сотрудников, из которых сформирована новая структура МВД. Генералитет обновился почти наполовину.
Одним из достижений реформы стал принцип ротации руководителей. Я считаю, что у этого новшества есть серьёзный антикоррупционный потенциал. В новой структуре МВД России в порядке ротации назначены 73 руководителя высшего управленческого звена.
Впрочем, полиция - сложная социальная структура. Она не может быть до конца защищена от проникновения нечистоплотных людей. Важно, что имеющиеся негативные факты не замалчиваются. Выявляются причины, по которым этот негатив возникает, принимаются оперативные меры по недопущению подобных фактов впредь.
Гражданское общество через участие в общественных советах получило реальные рычаги контроля за деятельностью полиции.
«АиФ»: - Давно ничего не слышно про кадровый резерв («президентская сотня» и «президентская тысяча»). Как часто эта «скамейка запасных» используется при подборе кадров на руководящие должности в госуправлении?
С.Д.: - Списки включённых в эти резервы людей с указанием новых назначений размещены на официальном сайте Президента РФ. Они периодически обновляются. Из «президентского резерва» за 2,5 года на вышестоящие должности назначено более 200 человек. Только на должности глав субъектов РФ за это время назначено девять человек, на должности заместителей руководителей федеральных органов власти - более 20 человек.
Создана информационная база резерва - Федеральный портал управленческих кадров. Там есть люди, рекомендованные федеральными и региональными органами власти, организациями бизнеса, учреждениями науки, образования, общественными организациями (около 4,5 тыс. человек), да и просто те, кто сам предложил свои кандидатуры, - свыше 45 тыс. человек. Кадровые резервы созданы во всех регионах, во многих крупных муниципальных образованиях. Их общая численность - более 100 тыс. человек, новые назначения получили более 13 тыс. человек.
Важно, что с середины 2011 г. началось формирование кадрового резерва руководителей системы общего образования и здравоохранения. В этих сферах в 2011‑2014 гг. планируется подготовить до 15 тыс. управленцев.
Формируются федеральные кадровые резервы в правоохранительных органах, в ведомствах, в которых предусмотрена военная служба. В этих структурах назначения на должности высшего руководящего состава производятся преимущественно из тех самых кадровых «резервистов».
«АиФ»: - За 3 года было принято достаточно много мер для противодействия коррупции. Новые меры президент предложил в послании Федеральному собранию (см. материал на с. 4). Однако эксперты говорят, что, например, сообщений о фактах коррупции было бы гораздо больше, если бы в России защищали заявителей - прежде всего от увольнения и других форм преследования на рабочем месте.
Как защитить честных?
С.Д.: - Во всех госорганах уже есть подразделения по профилактике коррупционных правонарушений. Они принимают от госслужащих уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений и призваны содействовать им в защите законных прав. На практике проблема всё же остаётся. Видимо, нужно подумать о законодательном закреплении норм, гарантирующих защиту работников, сообщающих о фактах коррупции, от притеснений нечистоплотных работодателей. Кстати, такой вариант обсуждался на недавней встрече президента с прокурорами и следователями. В крайнем случае, если совершено коррупционное преступление и есть непосредственная угроза жизни, здоровью или имуществу заявителя, на него уже распространяется закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Смотрите также:
- Полицейские — или «менты»? Чего ждать от реформы милиции →
- Бастрыкин: Мне не до поездок на природу →
- Реформа полиции: успех или провал? →