Смертельный номер. Ещё одно авиа-шоу закончилось трагедией

На территории США, в штате Западная Вирджиния, произошла авиакатастрофа — во время лётного шоу потерпел крушение военный самолёт конструкции середины ХХ века. В результате крушения погиб пилот. Поскольку самолёт упал в поле, больше в аварии никто не пострадал.

   
   

С гораздо большими потерями закончилось другое лётное шоу в городе Рино; вчера там проходили Национальные соревнования по управлению малыми спортивными самолётами. Один из лётчиков предположительно не справился с управлением, и самолёт рухнул на зрительские трибуны. Под обломками старого военного истребителя погибли лётчик и 8 зрителей. К счастью, от удара о землю самолёт просто разлетелся на части, а не взорвался и не загорелся, иначе жертв и пострадавших было бы намного больше, считают представители спасательных служб.

Помимо того, что оба инцидента произошли во время лётных шоу и интервалом в одни сутки, ряд других совпадений делает их до странности похожими. Так, разбившийся в Вирджинии самолёт модели Trojan Horsemen T-28 был сконструирован ещё в 1949-м году и использовался ВВС США для обучения пилотов. В Рино крушение потерпел P-51 Mustang: сконструирован в 1940-м по заказу правительства Великобритании, активно применялся в ходе Второй мировой войны.

Оба самолёта упали во время исполнения фигур высшего пилотажа. Правда, в Рино истребитель выполнял одиночную программу, а в Мартинсбурге T-28 участвовал в групповом выступлении и в какой-то момент должен был пролететь очень близко к своему напарнику. Однако, по свидетельствам очевидцев, что-то пошло не так: самолёт задел другой истребитель, начал терять высоту и упал.

Официальные причины аварий пока не установлены. Как ни странно, самой популярной версией в обоих случаях стал «человеческий фактор», однако коллеги и друзья погибших лётчиков утверждают, что они были опытными пилотами и не могли допустить таких грубых ошибок. Сидевший за штурвалом «Мустанга» 80-летний Джимми Ливард отлетал более 120 подобных соревнований и авиа-гонок, а некоторое время назад работал каскадёром. Несмотря на возраст, он был мастером своего дела; многие знатоки прочили его в победители Чемпионата, а свидетели крушения рассказывают, что Ливард сделал всё, что было в его силах, чтобы увести падающий самолёт от трибун.

Лётчик Т-28 Джеймс Хойер, по прозвищу Джек Молния Мэнген, тоже видел штурвал отнюдь не первый раз в жизни. Хойер закончил академию ВВС США, отслужил 13 лет и налетал на истребителях F-14 и F-15 более 2500 часов (всего на его счету более 4000 лётных часов).

Расследованием крушения в Мартинсбурге уже занимаются следователи Федерального авиационного управления и представители Национальной гвардии. Тем временем, в Рино, после трагедии, унесшей жизни 9 человек, организаторы соревнований приняли решение закрыть Чемпионат, проводившийся с 1964-го года. Авария стала беспрецедентной даже для этого лётного шоу. За всю историю соревнований в небе над Рино погибли 20 пилотов-участников, однако жертв среди зрителей не было никогда.

   
   

Первое крушение, как пишет газета Chicago Tribune, произошло во время Чемпионата 1972-го года. В 1975-м самолёт разбился, задев крылом линию электропередач. В 1978-м два пилота погибли в результате столкновения во время воздушных гонок. В 1994-м спортивный самолет упал на взлетно-посадочную полосу из-за протечки мотора. В 1998-м во время полёта у пилота случился инфаркт, его истребитель упал на пустыре вдали от места расположения трибун.

Ещё один самолёт потерпел крушение в жилом районе неподалёку Рино — на земле, по счастливой случайности, никто не пострадал. В 1999 году уже на другой пригород Рино упал участвовавший в гонках самолёт модели Mustang; машина рухнула на жилой дом и развалилась на части, тем не менее единственной жертвой аварии опять же стал пилот. Последние авиакатастрофы в рамках шоу пришлись на 2007 и 2008-й гг: в результате несчастных случаев погибли четыре лётчика.

Российский авиа-салон МАКС, который моложе Чемпионата в Рино почти в 2 раза (проводится раз в два года начиная с 1993-го), тоже имеет в своей «биографии» несколько трагических эпизодов. Первая авария с летальным исходом произошла в рамках МАКСа в 1997-м году. Опытный экземпляр самолёта-амфибии Бе-103 потерпел крушение во время тренировочного полёта за один день до открытия шоу; лётчик-испытатель второго класса Владимир Николаевич Ульянов погиб. Предположительно, самолёт упал при заходе на крутой вираж из-за того, что не успел набрать необходимую скорость.

16 августа 2009-го опять же во время тренировки перед МАКС столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Погиб один из лётчиков — командир группы полковник Игорь Ткаченко, пострадали несколько человек, в том числе жители дачного посёлка, рядом с которым упали обломки.

Смотрите также: