Лех Качиньский летел с частным визитом в Катынь, где в этот день в 11.30 должна была пройти панихида на месте расстрела польских офицеров. Был запланирован прямой эфир с трансляцией на всю Польшу, мероприятия расписаны по минутам. В разговоре с корреспондентом «АиФ» маршал польского сената Богдан Борусевич упомянул, что накануне поездки он встречался с Марией Качиньской и первая леди рассказала, что президент очень усиленно готовит текст своего выступления, продумывая каждое слово. Для него этот частный визит имел большое политическое значение. Видимо, поэтому, когда экипажу правительственного Ту-154 сообщили о плохих метеоусловиях для посадки, тот принял решение садиться. После трёх заходов самолёт начал снижаться, несмотря на требование смоленских диспетчеров прекратить снижение. Не дотянув до взлётно-посадочной полосы около 400 метров, он зацепил крылом на высоте 8 метров дерево, рухнул на землю и раскололся на части.
Были ли на месте катастрофы выжившие?
Рассказывает спасатель Виктор Круглов:
- Нас подняли по тревоге меньше чем через минуту после падения самолёта. Думали сразу подъехать, напрямую, но там болото: даже наши мощные машины там завязли бы. Самолёт мы потушили быстро. Но спасать было некого.
Зрелище было ужасным. Меньше всего пострадали тела пилотов. Останки пассажиров лежали вперемешку. У тех, кто был пристёгнут ремнями безопасности, в основном были оторваны головы. Видимо, падая, салон как-то перевернулся или просто кусок обшивки вырвало и он срезал им головы… Руки, ноги, части тел приходилось собирать. Практически сразу опознали священника. На нём был белый шарф, и огромный золотой крест в два пальца толщиной… Гробы загружали на месте и везли потом на взлётную площадку. Гробы с охранниками были тяжелее, только потом сообразили, что они, наверное, были в бронежилетах.
Почему полетели в субботу?
По некоторым сведениям, приглашение Л. Качиньскому на официальные поминальные мероприятия 7 апреля было отправлено, однако он предпочёл иной сценарий. В итоге в среду на встречу с В. Путиным отправился премьер-министр Польши Д. Туск, а сам Качиньский решил вылететь в Смоленск через три дня с частным визитом.
Каковы версии?
Первоначально было три версии трагедии: плохие погодные условия, ошибка экипажа, неполадки в самолёте. Последнюю опроверг А. Бастрыкин, глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП), который рассказал, что, согласно переговорам экипажа и диспетчера, «технических проблем с самолётом не было, лётчик был проинформирован о сложных погодных условиях, тем не менее принял решение о посадке». В Международном авиационном комитете (МАК) в данный момент при участии польских специалистов проводится расшифровка обнаруженных «чёрных ящиков». Самописцы в рабочем состоянии, расшифровка займёт несколько дней.
Что сказал диспетчер экипажу?
«АиФ» связался с диспетчером аэродрома Анатолием Муравьёвым.
«AиФ»: - Перед Ту-154 польского президента на аэродром сел Як-40 с польскими журналистами. Следующий за ним борт уже не приземлился?
Анатолий Муравьев: - Да, это был российский транспортный Ил-76. Экипаж решил, что надо уходить на запасной аэродром. Они приземлились в Москве.
«AиФ»: - В бригаде диспетчеров вы отвечали в том числе и за оценку погодных условий. Какие они были на момент катастрофы?
А. М.: - Погода значительно ухудшилась. Руководитель полётов скомандовал Ту-154 уходить на другой аэродром.
«AиФ»: - Экипаж не послушался?
А. М.: - Нет. У гражданских самолётов, и у спецбортов особенно, есть право отклонить указания диспетчера и действовать по ситуации. К тому же экипаж не сообщал нам о своих действиях, хотя и должен был бы.
«AиФ»: - Что вы делали потом, когда поняли, что самолёт всё-таки будет садиться?
А. М.: - Мы до самого конца продолжали делать свою работу: вели самолёт.
«Переписывать историю» небезопасно
Делегация летела в Катынь, где в 1940 году были расстреляны тысячи польских офицеров. Есть мнение, что польская сторона пытается «переписать историю» и расставить акценты в трагедии 70-летней давности выгодным для себя образом. «Психологи всегда знали, что, если изменить своё отношение к событиям прошлого, можно изменить и свою «линию жизни», - поясняет Валерий Гузеев, кандидат психологических наук. - А переигрывая, «переписывая» прошлое, человек вполне может создать такую реальность в настоящем, где его уже нет: например, заболел, погиб и т. д. То же самое может происходить, когда пытаются переписать историю народа или целой страны. Если этого желают миллионы людей, то, скажем так, в их коллективном бессознательном происходит мощное изменение программы развития. И наиболее сильно эти изменения отражаются на «зачинщиках» процесса».
Помирит ли трагедия наши страны?
«Трагедия должна помочь самоочищению этих отношений и пониманию мелочности старых обид и недомолвок, - считает Сергей Караганов, заместитель директора Института Европы РАН. - Cам Качиньский, насколько я знаю, собирался приехать в Москву на празднование 9 Мая. Кстати, впервые в истории этой страны польские солдаты пойдут на параде одной колонной с союзниками по войне. Это будет ещё один знак уважения к Польше, потерявшей в той войне миллионы своих граждан».
«Отношения России с Польшей будут улучшаться независимо от случившийся трагедии, - говорит Сергей Марков, известный политолог, депутат Госдумы. - Польша, которая много лет вбивала клин между Россией и Евросоюзом, осознала непродуктивность такой политики. За русофобскую и откровенно проамериканскую позицию её стали критиковать лидеры других европейских стран. И примерно два года назад Польша стала отказываться от этой линии. Неслучайно новый премьер-министр Туск (кстати, в Польше премьер имеет больше полномочий, чем президент) приезжал совместно с Путиным почтить память жертв сталинского режима в Катыни».
Материалы подготовили: Михаил Ивашин, Ольга Камаева, Марина Сергученкова («АиФ-Смоленск»), Владимир Кирьянов (Варшава), Дмитрий Писаренко, Виталий Цепляев
Читайте по теме:
Президент Польши повторил трагическую судьбу одного из своих предшественников
Пилот Качиньского все знал, но уберечь самолет от катастрофы не сумел