Диспетчер не может засечь ракету. Эксперт о крушении «Боинга»

Maxim Zmeyev / Reuters

После падения на территории Украины малайзийского самолёта Boeing 777 появилось множество версий произошедшего: в некоторых СМИ сообщалось, что самолёт был сбит ракетой, которую якобы зафиксировали диспетчеры, ведущие самолёт. Сообщалось и об украинских истребителях, которые тоже засекли радары диспетчерской службы. А ещё люди гадают, как самолёт оказался над зоной, где идёт война. Все эти вопросы мы задали эксперту Олегу Бабичу — заведующему юридическим отделом Федерального профсоюза авиадиспетчеров России.

   
   

Инна Киреева, АиФ.ru: Было ли закрыто воздушное пространство, в котором летел малайзийский «Боинг»?

Олег Бабич: Там закрыли только нижнее воздушное пространство, его высота до 6 тысяч метров. В нём были запрещены полёты из-за военных действий. А верхнее воздушное пространство от 6 тысяч и выше было открыто.

– Что значит верхнее воздушное пространство? И кто отвечает за полёты в этой зоне?

В верхнем воздушном пространстве проходят международные трассы и, соответственно, летают самолёты. И малайзийский «Боинг» не единственный самолёт, который летел по этой трассе в этот день.

Почему не закрыли пространство — это вопрос к украинским властям, поскольку это территория Украины. Кроме того, верхним воздушным пространством над территорией Украины занимается Евроконтроль (Украина входит в эту систему), поэтому вопрос о закрытии полётов в верхнем воздушном пространстве над территорией, где ведутся боевые действия, должен был решать именно он. В принципе, надо было закрыть всё пространство над зоной боевых действий. Но почему этого не сделали? Вопрос остаётся открытым.

– Пространство для полётов закрыли? Как теперь будут летать самолёты?

   
   

– В обход. Любое воздушное судно имеет план полёта, который согласовывается с авиационными органами тех государств, над которыми пролетает самолёт. Имеется масса разных воздушных трасс. Согласование, как правило, происходит быстро, поэтому не думаю, что это скажется на пассажирах. Просто время полётов увеличится на 10–30 минут.

– Сейчас сообщается, что диспетчеры видели, то ли летящую к «Боингу» ракету, то ли истребители. Это возможно?

– Это неправда. Не видит диспетчер никаких ракет. У диспетчера на мониторе есть прочерченные воздушные трассы. Он видит, как по этим воздушным трассам двигаются воздушные суда. Выглядит это в виде графических точек или стрелочек. Если кликнуть на них, то выдаётся большая информация о самолёте, его план полёта: куда летит, на какой высоте, с какой скоростью, летит ли он параллельно земле, набирает высоту или снижается. А вот подлетает ли к нему ракета или какое-то другое воздушное судно? К сожалению, это вопрос технический, связанный с тем, что современная система автоматизированного управления воздушного движения основана на так называемой вторичной локации: то есть мы, диспетчеры, получаем информацию с самого воздушного судна. То есть не радар снизу засекает самолёт (раньше так было), это называется первичная локация, так работает система ПВО. А у гражданских диспетчеров система вторичная, и они видят информацию, которая передаётся с борта самолёта. Поэтому ни ракет, ни штурмовиков, если они отключат передатчик, диспетчер на своём экране не увидит.

Версии экспертов: кто и как мог сбить малайзийский самолёт над Украиной →