Самолёт-невидимка. Пропавший «Боинг-777» ищут уже 26 стран

Поиски пропавшего «Боинг-777». © / Kham / Reuters

Средства слежения были отключены намеренно

Если бы не «украинский кризис», темой номер один в мировых СМИ, несомненно, стала бы история исчезновения «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines.

   
   

Изначально предполагалось, что речь идеёт о простой авиакатастрофе, одной из тех, которые, как ни печально, происходят достаточно регулярно.

Однако чем дальше идёт расследование, тем больше возникает вопросов. Сейчас история походит на лихо закрученный детектив, развязку которого предсказать не берётся никто.

Следователи, по крупицам собирающие информацию о происшествии, в качестве основной версии случившегося рассматривают угон. Власти Малайзии пока ничего не могут сказать о том, кто именно совершил похищение авиалайнера, однако приходят к выводу, что на борту действовал человек, который был очень хорошо технически подготовлен.

Министр обороны и исполняющий обязанности министра транспорта Малайзии Хисхаммуддин Хуссейн сообщил, что система связи ACARS была отключена вручную за 40 минут до потери связи с лайнером. Ещё через 14 минут был отключен приемопередатчик, используемый для идентификации самолёта радарами.

Также стало известно, что последний сеанс связи с наземными службами экипаж провёл не так, как предписано. Вместо обязательного в таких случаях зачтения инструкции для связи со следующим диспетчерским центром и произнесения позывного самолёта, второй пилот ограничился неформальной фразой: «Хорошо, спокойной ночи». После этого лайнер исчез.

Командир лайнера мстил за лидера оппозиции?

В минувшие выходные полицейские провели обыски в домах 53-летнего командира корабля Захари Ахмад Шаха и второго пилота, 27-летнего Фарика Абдул Хамида. Известно, что в доме командира авиалайнера следователей очень заинтересовал созданный им авиатренажёр. Не исключено, что с его помощью пилот готовил угон судна.

   
   

До сей поры в прессе появлялась только информация о том, что второй пилот Фарик Абдул Хамид порой позволял себе вольности вроде допуска в кабину приглянувшихся ему туристок. Однако от подобных вещей до угона — дистанция огромного размера.

Теперь выясняется, что определённые мотивы угнать судно могли возникнуть у Захари Ахмад Шаха. Летчик, верой и правдой служивший авиакомпании три десятка лет, одновременно был политическим активистом и поддерживал оппозиционеров. Накануне рейса летчик был на суде над одним из лидеров малазийской оппозиции, который получил пять лет тюрьмы за мужеложство.

Возможно, этот приговор и стал для пилота-оппозиционера толчком к действию.

Сейчас следователи ведут проверку связей пилотов, а также целого ряда пассажиров рейса, пытаясь обнаружить след, который помог бы в раскрытии истории с исчезновением «Боинга-777».

Пока, однако, никаких убедительных доказательств связи кого бы то ни было из лиц, находившихся на борту, с террористами, нет.

След «Талибана»

Между тем, авиационные эксперты не исключают того, что захватчики самолёта могли снизить его высоту до 1500 метров, избегая возможности обнаружения его радарами. В таком режиме «Боинг» мог лететь несколько часов. По некоторой информации, последний сигнал, обнаруженный спутником, был зафиксирован уже в тот момент, когда «Боинг» находился на земле.

Среди наиболее вероятных конечных точек полёта называется Афганистан или Пакистан, где лайнер мог сесть на территории, контролируемой талибами. Впрочем, власти Пакистана поспешили заявить, что их средствами связи и слежения малазийский «Боинг» обнаружен не был.

Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак сообщил, что на просьбу о помощи в расследовании исчезновения «Боинга» откликнулась Россия, ставшая 26-й страной, ведущей розыск.

Напомним, что среди 239 пассажиров и членов экипажа лайнера был и один гражданин России – 43-летний бизнесмен из Иркутска Николай Бродский.

Территория, на которой ведутся поиски «Боинга», ныне простирается от центральной Азии до южной части Тихого океана.

Между жизнью и смертью

Версия об угоне даёт родственникам тех, кто был на борту пропавшего самолёта, слабую надежду. Возможно, что пассажиры «Боинга» живы и находятся в заложниках.

Скептики возражают — в таком случае за прошедшие дни похитители дали бы о себе знать, сообщив об успешной акции и выдвинув свои требования.

Молчание же, скорее всего, свидетельствует о том, что малазийский «Боинг», даже если и был похищен, то точки назначения не достиг. Чрезвычайно рискованный полёт с попыткой скрыться от радаров с высокой долей вероятности мог завершиться катастрофой, место которой при сложившихся обстоятельствах обнаружить весьма затруднительно.

Совершенно определённо сейчас можно сказать одно — случай с исчезновением малазийского «Боинга-777» аналогов не имеет. Авиационные специалисты разных стран мира уже задумались над разработкой новых систем слежения, которые должны исключить всякую возможность бесследного исчезновения самолёта, подобного тому, что произошла в небе над Южно-Китайским морем.