Юрий Конев: «Сегодня 50- и 60-летних никак нельзя назвать стариками»

   
   

Об этом мы решили поговорить с доктором медицинских наук, профессором кафедры терапии, гериатрии и апитерапии МГМСУ ФПДО Юрием Коневым.

Биологические рекорды

«AиФ»: – Юрий Владимирович, одно из величайших завоеваний XX века – значительный рост средней продолжительности жизни человека. За сто лет этот показатель вырос практически на треть. Как, по-вашему, ждут ли человечество дальнейшие рекорды по увеличению срока жизни?

Юрий Конев: – В  этом вопросе есть два аспекта: биологический и социальный. Тот рост продолжительности жизни, который произошел в прошлом веке, был достигнут в основном за счет социальных изменений: улучшения бытовых условий, уровня медицинской науки и т. д. Ведь, например, раньше крупозное воспаление легких считалось почти приговором, а оспа, которая сегодня признана ВОЗ полностью истребленной инфекцией, когда-то уносила миллионы жизней. Но если говорить исключительно о физиологии, то приходится признать, что человеку, как представителю конкретного биологического вида, отмерен определенный предел земной жизни.

«AиФ»: – И каков этот предел?

Ю. К.: – Максимум, зарегистрированный учеными за всю историю наблюдений, – это 121 год. Именно столько прожила француженка Жанна Кальмент, которая в течение всей жизни ни разу не переезжала из своего родного дома в предместье Парижа. До сих пор перекрыть этот рекорд никому не удавалось. Конечно, периодически в прессе проскальзывают истории о 150-летних долгожителях, но эти сведения нельзя признать достоверными, поскольку они не выдерживают строгой проверки. Согласно статистике, самому пожилому из ныне живущих людей исполнилось «всего-навсего» 114 лет.

«AиФ»: – Выходит, долгожительство – это достижение цивилизации?

   
   

Ю. К.: – Отнюдь, долгожители существовали и в прошлые века, просто их численность была невелика. Так что, если говорить об увеличении продолжительности жизни, было бы правильнее сказать, что растет не предельный возраст человека, а число людей, доживающих до преклонных лет. Основные изменения касаются не только календарного, но биологического возраста человека, его значения постепенно уменьшаются, тем самым отодвигая наступление неизбежных признаков старения.

Молодые «старики»

«AиФ»: – Означает ли это, что старость к нашим современникам приходит гораздо позже, чем к людям, жившим в прежние столетия?

Ю. К.: – Конечно! Достаточно вспомнить «старушку Ларину» из «Евгения Онегина», которой едва ли исполнилось 40 лет. Или одного из героев Тургенева – «глубоко старика 45 лет». Даже чеховскому Фирсу, которого в театре принято изображать выжившим из ума дряхлым седым старцем, если сопоставить некоторые факты, упоминаемые в пьесе, оказывается чуть больше 50 лет. Но дальше всех пошел Лев Толстой, в одном из романов которого есть фраза «в зал вошла пожилая дама 32 лет».

Разумеется, сегодняшних 50- и 60-летних никак нельзя назвать стариками. Большинство из них активно живут и работают, создают семьи, занимаются спортом. По официальной классификации, до 60 лет человек находится в периоде своей зрелости. С 60 до 74 лет длится возраст пожилой, от 75 до 89 лет – старческий. Человек старше 90 лет считается долгожителем, после 100 лет – сверхдолгожителем. По количеству людей, отметивших свой вековой юбилей, лидирует Япония – там 41 тысяча таких человек. У нас, к сожалению, не только сверхдолгожителей в разы меньше, но и средняя продолжительность жизни гораздо ниже.

«AиФ»: – Чем можно объяснить японский феномен? Высоким уровнем жизни, благоприятным климатом и экологией?

Ю. К.: – Конечно, с климатом японцам повезло куда больше, чем нам. Жить в тепле, да еще выше уровня моря для здоровья очень полезно. К сожалению, наши погодные и природные условия не благоприятствуют долголетию. Но дело не только в климате. Например, огромную роль играет рациональное питание. Японцы едят много рыбы и морепродуктов, овощей и фруктов, нерафинированных продуктов и совсем немного – мясной, жирной, копченой, соленой и рафинированной пищи. Кроме того, в японской культуре приветствуется умеренность в еде, тогда как наши люди, в особенности люди старшего поколения, частенько переедают.

Многие из нас, к сожалению, расходуют энергии в несколько раз меньше, чем потребляют, да и сама пища зачастую не отвечает потребностям организма ни по количеству пищевых волокон, ни по содержанию витаминов и минералов. А ведь если бы наши пожилые люди начинали свое утро не с каши и яйца, а с порции овощей и фруктов (желательно, прошедших небольшую термическую обработку), густо заправленных растительным маслом, то как минимум у половины из них была бы решена проблема запоров, да и некоторые другие неприятности со здоровьем.  

Слагаемые долголетия

«AиФ»: – А как вы относитесь к приему алкоголя в пожилом возрасте?

Ю. К.: – Тут все зависит от дозы. Полтора века назад врачи лечили слабых и немощных больных, давая им по одной столовой ложке водки (или кагора) перед едой. И помогало! Это средство или его альтернативу в виде одного бокала качественного красного сухого вина в день (лучше сорта каберне совиньон) можно рекомендовать и сейчас, но проблема заключается в том, что немногие российские люди способны удержаться от «передозировки».

«AиФ»: – Какие факторы еще важны для долголетия?

Ю. К.: – Достаточный сон. Его продолжительность – величина индивидуальная, зависит от психотипа, кому-то хватает и 5 часов в сутки, а кому-то требуется не менее 9–10 часов. Главное – чтобы человек высыпался. Кроме этого, пожилым людям необходимы регулярные физические нагрузки, сообразные с возможностями организма. Например, модный бег трусцой после 50 лет должен быть под запретом: такие нагрузки на позвоночник способны привести не только к проблемам со спиной, но и к инфаркту и инсульту.

«AиФ»: – Как же пожилому человеку держать себя в форме?

Ю. К.: – Оптимальные виды физической активности – ходьба (желательно по пересеченной, холмистой местности) и плавание (в идеале – в море, океане, поскольку морская вода по составу очень близка плазме нашей крови). Еще одним благоприятным фактором для долголетия является семейный статус. Исходя из статистических данных, люди, состоящие в браке, живут гораздо дольше холостяков.

Также известно, что шансы прожить долгую жизнь выше у людей, обладающих позитивным настроем. Ну и наконец, шансы на долголетие повышает ощущение нужности, человеческой и профессиональной востребованности. Поэтому такой низкий пенсионный возраст, который установлен в нашей стране (и больше нигде в мире!), по моему мнению, оказал нашим людям медвежью услугу. Человек, еще полный сил и энергии, полностью выпадает из социума. При этом нищенский уровень пенсии не позволяет ему сохранять прежний уровень жизни – все это является таким стрессом, пережить который многие новоиспеченные пенсионеры не в силах.

«AиФ»: – А что, по вашему мнению, есть в нашем национальном характере такого, что мешает нам жить долго и счастливо?

Ю. К.: – Пожилые россияне очень любят лечиться и верят в чудодейственную таблетку, которая исцелит их от всех болезней. При этом они очень нетерпеливы и ожидают немедленного результата. Например, я в своей врачебной практике начинаю знакомство с пожилыми пациентами не с назначения препаратов, а с отмены части из них. Ведь избыток лекарств очень вреден для здоровья любого человека. Особенно для человека в возрасте.

Главное, что нужно понять – что наше здоровье на 60% зависит от образа жизни и лишь на 10–20% – от медицины. К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников отличаются иждивенчеством – 70 лет советской власти отучили нас от необходимости заботиться о себе самим, не ждать помощи со стороны. А ведь чувство собственного достоинства – это тоже важная часть терапии, направленной на увеличение продолжительности жизни

Смотрите также: