За всё заплачено! Когда страсть к покупкам становится болезнью

Ради удовольствия

Покупая те или иные товары, мы не только удовлетворяем свои потребности в еде, одежде, мебели, изделиях электроники, но и проводим свободное время, получаем удовольствие. В этом нет ничего дурного!

   
   

В крупных городах большой популярностью пользуются торгово‑развлекательные центры. В них можно не только приобрести самые различные товары, но и посетить кинотеатр, поиграть на игровых автоматах, перекусить в кафе и посидеть в ресторанах. В некоторых таких центрах предлагают и «экзотические» развлечения: полетать в «воздушной трубе», попрыгать на профессиональном батуте, поужинать в абсолютной темноте…

ВИП-персона

Почему шопинг является таким привлекательным? Приходя в магазин, человек приобретает не только товар, он одновременно покупает сервис. Улыбчивые, внимательные, доброжелательные, порой даже заискивающие продавцы повышают нашу самооценку, поднимают настроение.
Совершая дорогую покупку, например, нового плазменного телевизора, каждый человек может почувствовать себя настоящей ВИП-персоной.

Удачная охота

В любой группе товаров имеются какие-то изюминки, нечто редкое и особенное. Во всяком случае эту мысль пытаются внушить нам продавцы. Якобы этот кухонный нож режет ­острее и служит дольше, чем все другие ножи мира… Эта стиральная машина показывает чудеса стирки… Этот телевизор обладает какой-то особенной, ни с чем не сравнимой цветопередачей.

Покупателю хочется приобрести не просто нужную и полезную вещь, а осознавать, что он стал обладателем особого, эксклюзивного товара. Эта мысль по-настоящему греет душу. Совершив такую покупку, мы испытываем ощущения, сходные с чувствами охотника после удачной охоты или геолога, совершившего открытие новых залежей полезных ископаемых.

От нормальности к болезни

Но проблемы начинаются тогда, когда покупка всё новых и новых товаров становится смыслом жизни, когда человек уже неспособен контролировать свои расходы. Признаком шопоголизма является неспособность расставить приоритеты в своих покупках.

   
   

Человек не может понять, что ему или ей особенно важно, а от чего можно отказаться. Это болезненное пристрастие в равной мере характерно для обоих полов. Женщина может приобрести восьмую чёрную сумочку, но у неё не останется денег для покупки важного лекарства. Или ей придётся в течение недели, оставшейся до зарплаты, сидеть на гречке и макаронах.
Мужчина-шопоголик готов потратить десятки тысяч рублей на новую игровую приставку для компьютера, а потом у него не остаётся денег, чтобы обеспечить зимними вещами себя и членов своей семьи.

Усилим самоконтроль

Когда посещение магазинов, знаком­ство с модными журналами, обсуждение различных товаров в Интернете становится смыслом жизни, то можно говорить о зависимости. Как и при любой зависимости, не получив искомого, человек начинает испытывать чувство тревоги и даже впадает в деп­рессию. В некоторых случаях шопоголик не может обойтись без психологической или психотерапевтической помощи.

Но избавиться от этой напасти удаётся и самостоятельно, просто усилив самоконтроль. Например, некоторые люди перестали брать с собой кредитные карточки, отправляясь на прогулку или идя на работу. Они берут только минимальные наличные деньги: на дорогу и для обеда в офисе. Так человек соз­нательно лишает себя возможности делать ненужные спонтанные покупки.

Чтобы победить шопоголизм, можно начать письменно фиксировать свои доходы и расходы. Покупки разумно производить по заранее составленному плану.

Смотрите также: