Знание тонкостей этикета не будет лишним.
Приветствую вас!
Приходить на праздник лучше вовремя. Однако если запланирован фуршет, можете позволить себе опоздание, но не больше чем на 20 минут.
- Первое, что нужно сделать на вечеринке, – поздороваться с окружающими. Здесь есть несколько небольших хитростей. В обычной жизни всё более-менее ясно – мужчина первым здоровается с женщиной, а младший по возрасту – со старшим. Но когда речь идёт о деловом этикете, правила слегка меняются.
- Первым здоровается подчинённый, а затем – начальник. Исключение составляет лишь ситуация, когда начальник входит в помещение, где сидят его подопечные. В этом случае шеф должен произнести слова приветствия первым.
- Деловой этикет допускает отсутствие рукопожатия. Если же вам просто нравится этот ритуал, учтите, женщина первой протягивает руку мужчине. Если вы пожали руку одному из сослуживцев, придётся проделать ту же манипуляцию и с остальными присутствующими.
- Если вы хотите поздороваться с коллегой из соседнего подразделения, с которым до этого виделись всего несколько раз или не виделись вовсе, а общались по телефону и переписке, обязательно представьтесь и объясните, кто вы такой. Например: «Добрый вечер, я – Мария. Мы с вами виделись на конференции в Самаре». Не стоит ставить человека в неловкое положение, заставляя его напряжённо думать, кто перед ним.
Кушать подано!
Итак, вы поздоровались с боссом и сослуживцами, теперь самое время перейти к основной части любого праздника, то есть к еде и напиткам. Правила поведения зависят от того, в каком формате проходит корпоратив.
Если это фуршет:
- во время фуршета гости двигаются вдоль стола и по очереди накладывают себе еду общей вилкой или ложкой, которую после стоит положить на место, рядом с блюдом;
- тарелку держат в левой руке, вилку кладут на неё;
- допустимо ставить на тарелку и бокал, если нужно поздороваться с кем-то из присутствующих;
- закускам не должно быть тесно на вашей тарелке – лучше подойдите к столу несколько раз;
- по правилам этикета не следует класть на одну тарелку рыбные и мясные блюда. Причём, если хотите съесть и то и другое, принято начинать с рыбы;
- для десерта нужна отдельная тарелка;
- сигналом к окончанию фуршета обычно является поданный кофе. Иногда его сопровождает коньяк. Если вы хотите попробовать оба напитка, чашку кофе нужно взять в левую руку, а бокал – в правую.
Если это банкет:
- женщины садятся за стол первыми;
- не стоит приступать к еде, прежде чем угощение предложат всем гостям; мужчины должны ждать, пока начнут есть сидящие рядом женщины;
- чтобы не путаться в приборах, можно усвоить нехитрое правило. Начинать нужно с тех, что лежат дальше от тарелки. Там обычно располагается вилка и нож для закусок, затем следуют приборы для рыбы, а ближе всего к краю тарелки лежит вилка и нож для горячих мясных блюд;
- нельзя накладывать еду на вилку при помощи ножа – берите столько, сколько сможете ухватить при помощи одной только вилки;
- начинать пить можно только после общего тоста;
- если только что открыта новая бутылка, мужчина сначала наливает немного вина себе, а затем даме;
- мужчины наливают вино женщине, сидящей справа, левой рукой, сидящей слева – правой;
- разговаривая с коллегой за столом, не стоит поворачиваться к нему всем корпусом, иначе другой сосед будет вынужден лицезреть вашу спину.
«Разрешите вас пригласить!»
Танцы – одно из главных развлечений на новогоднем вечере. Здесь тоже есть свои нормы приличия.
- Приглашает, разумеется, мужчина. Здесь не стоит изобретать велосипед, можно воспользоваться стандартной фразой: «Разрешите вас пригласить?» Обращение «Потанцуем?» годится только для очень близких знакомых. И на корпоративной вечеринке его лучше избегать.
- Приглашая незнакомую женщину, мужчина должен представиться.
- Женщина может как принять приглашение, так и отказаться. Причём объяснять причину отказа вовсе не обязательно. Достаточно простого извинения.
- Если женщина дважды отказала мужчине, правила этикета запрещают ему подходить к ней в третий раз.
- Когда пара идёт на танцевальную площадку, мужчина предлагает женщине руку. Если в зале тесно – пропускает её вперёд.
- Во время танца партнёры должны смотреть друг на друга, а не на посторонних.
- После танца мужчина провожает даму на место, пропуская её вперёд.
Я говорю вам: «До свидания!»
Если вы хотите покинуть вечеринку, придётся дождаться, пока уйдёт начальство. По правилам этикета отправляться домой раньше руководства считается неуважением.
- Уходя, дождитесь паузы в разговоре и попрощайтесь с собеседниками. Если вы стояли в группе людей, которым были представлены всего несколько часов назад, можно уйти и без прощальных слов. Достаточно простого кивка.
- Если вам нужно уйти намного раньше окончания праздника, постарайтесь сделать это незаметно, чтобы ваш уход не подтолкнул других гостей.
- Если большинство гостей уже разошлись, последуйте их примеру. Задерживаться в ресторане после окончания праздника не стоит.
Специалисты по деловому этикету считают, что новогодние подарки для сослуживцев не должны быть дорогими. Вручая коллеге слишком ценную вещь, вы ставите его в неудобное положение. При этом вовсе не обязательно привязывать подарки к новогодней тематике.
Покупать подарок начальнику лучше всем отделом, в складчину. Так у вас будет возможность купить действительно хорошую вещь, ведь отделываться от руководителя дешёвеньким сувениром неприлично. Подаренная вещь в первую очередь должна быть качественной – если вы решили купить папку для бумаг, пусть она будет из натуральной кожи, если дарите картину, это должна быть авторская работа, а не штамповка.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
– Если корпоратив – это формализм, который превращается в пьянку, конечно, на нём неинтересно. Людям больше нравится, если это действо и они в нём участвуют. Поэтому так популярны квесты, капустники.