Под чутким руководством
Молодой специалист, которому на работе выделили наставника, может считать себя счастливчиком, ведь так везёт далеко не всем. Но, даже если вы попали в число баловней судьбы, в ваших силах сделать совместную работу с наставником-коллегой более эффективной.
Обучая молодых, старшие коллеги придерживаются нескольких стилей.
Инструктаж. В этом случае учитель будет выдавать вам чёткие рекомендации и на практике показывать, что и как нужно делать, но вот объяснений, почему следует действовать именно так, вы вряд ли дождётесь. Но ведь вам требуется не просто слепо выполнять указания, но и понять, как именно устроена работа на предприятии. Поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. После каждой рекомендации просите объяснить, почему в компании принято вести дела именно так. При этом не пытайтесь подвергнуть сомнению правильность распоряжений наставника. Дайте ему понять, что ваши вопросы вызваны вовсе не желанием сломать устоявшийся порядок, а быстрее уяснить суть процесса. Безусловно, у такой системы есть одно важное преимущество. Чёткий алгоритм действий не даст вам сбиться с пути, но вот действовать в нестандартных ситуациях он вас вряд ли научит. Поэтому не забывайте интересоваться у старшего коллеги, как быть, если что-то пойдёт не по плану.
Объяснение. После того как наставник сказал вам, что именно нужно сделать, например подготовить сводку расходов, он непременно расскажет, зачем нужен этот документ, какие сведения из него особенно интересны начальству и какова будет дальнейшая судьба подготовленного вами отчёта. Конечно, работать под руководством такого учителя намного интереснее и приятнее, чем слепо следовать инструкции. Однако избегайте слишком большого количества ненужных вопросов. Вам совершенно не обязательно углубляться в детали, которые вас не касаются, достаточно лишь усвоить суть процесса и понять, как выполнить свой участок работы.
Опекунство. В этом случае наставник не только помогает вам в работе, но и пытается контролировать всю вашу жизнь в компании и даже вне неё. Например, в нагрузку к рекомендациям по подготовке отчёта вы можете получить совет, куда лучше пойти обедать, какими нитками подшить брюки и как правильно воспитывать детей. Конечно, подобные поучения могут раздражать. Поэтому постарайтесь как можно меньше распространяться о своей личной жизни: чем больше сведений, тем больше поводов дать ненужный совет. Впрочем, не стоит забывать и о плюсах. Ведь самый простой способ влиться в коллектив – начать соблюдать принятые в компании традиции. С таким наставником вы очень быстро станете своим среди коллег, да и бытовые вопросы, например поиск канцтоваров, не будут отвлекать вас от работы.
Эх, молодёжь…
Обучать новичков – это целое искусство, с которым не всегда справляются даже самые грамотные специалисты. Ведь одно дело – выполнить работу самому, а другое – объяснить каждую мелочь.
Выясните навыки подопечного. Это первый шаг, который нужно сделать наставнику. Даже если вам кажется, что каким-то вещам стажёра должны были научить в вузе или на предыдущей работе, выяснить, что именно он знает, будет нелишним. Не стоит сразу же корить подопечного, если он не разбирается в элементарных вещах. Если его взяли на работу, он заслужил ваши объяснения.
Ставьте перед учеником конкретные цели. Давая расплывчатые рекомендации типа «подготовь небольшую справку по расходам к концу месяца», вы рискуете получить нечто невнятное да ещё и не уложиться в сроки. А вот если вы скажете: «Подготовь справку по таким-то позициям к 25 июля», – наверняка, получите то, что нужно.
Давайте стажёру простор для творчества. Не стоит контролировать каждый его шаг. Осуществляйте общее руководство и не забывайте время от времени интересоваться, что уже сделано.
Но нельзя и впадать в другую крайность и, обозначив цель, отпускать подопечного в свободное плавание. Бывает, что, столкнувшись с чем-то новым, человек пугается, опускает руки и бросает дело, даже не начав его. Поэтому особенно на первых порах не ленитесь объяснять даже то, что кажется вам очевидным.
Не забывайте хвалить новичка за каждый правильно выполненный шаг. Однако похвала должна быть конкретной – человек должен понимать, за что его хвалят.
Критиковать тоже нужно правильно. Для начала проанализируйте допущенные ошибки. Объясните, какие действия ученика привели к неудаче. Избегайте расплывчатых обвинений: «Вы всегда делаете что-то не то!», «Во всём виновата ваша невнимательность!» Критиковать нужно не человека, а его поступки.
Советы новичку
- Не пытайтесь вынудить наставника выполнить всю вашу работу.
- Не перекладывайте на него ответственность за допущенные промахи.
- Не бойтесь задавать вопросы.
Советы наставнику
- Не забывайте проверять, понял ли стажёр ваши объяснения.
- Не загружайте новичка лишь рутинной работой, которую вам не хочется выполнять самому.
- Не пытайтесь контролировать все сферы жизни ученика.
Личное мнение
Сергей Литвинов:
– Без наставника человек в профессии просто не состоится, а в творческой – особенно. Когда я начинал работать, у меня было несколько наставников, и до сих пор у меня к ним самые светлые чувства, они очень много для меня сделали. К сожалению, некоторых уже нет в живых, но они в памяти навсегда.