Недавно напугала новость: иностранный производитель может заблокировать популярные в России смартфоны. Возникла идея провести эксперимент – попробовать выжить без связи хотя бы сутки. Но совершенно случайно он «провёлся» сам собой…
Восстание машин
Я часто пишу о национальных праздниках и в этот раз отправилась на греческую свадьбу. Под зажигательную музыку, свист и приветствия гости танцевали славный танец сиртаки, желали молодым счастья и благополучия. Руки празднующих взлетали вверх с бокалами и смартфонами. Люди снимали это действо и отправляли друзьям и знакомым. Мои же фото никак не пересылались редактору.
Ушла я с этого праздника жизни глубоким вечером. До ближайшего метро по парку минут 15. На дворе стояла приятная свежесть, пахло хвоей…
Эту благостную картину вдруг отравило сомнение: почему так долго молчит мой смартфон? Ни одного пропущенного вызова за пять часов. Не было и сообщений в мессенджерах. Быть такого не может! Спешные попытки связаться с миром провалились, несмотря на заряженный аккумулятор и положительный баланс на счету. Всемогущий смартфон мигом превратился в «кирпич».
Это было больше, чем ступор. В панике я зачем-то начала трясти гаджет. А потом сообразила, что кроме связи у меня нет ещё и денег: наличкой давно не пользуюсь, а телефоном без интернета не расплачусь. Если ещё и отменят вечернюю электричку – а живу я в Новой Москве, – такси вызвать тоже не смогу. Как и сообщить близким, где я. Просто потому, что не помню наизусть ни одного их номера! Многие любят порассуждать: мол, что будет, если современный человек останется без сотовой связи. Попав в такую ситуацию без подготовки (хотя, кстати, я прекрасно себя чувствовала во времена СССР без технологий), скажу так: будет нервно, непривычно и даже страшно. Во всяком случае, поначалу. Пока осознаешь, что вся твоя жизнь – и связь с близкими, и деньги, и работа, и маршруты, и расписания транспорта – упакована в одной маленькой «умной коробочке».
Последней надеждой в этом цугцванге оставалась транспортная карта «Тройка», которую я, слава богу, не «запихнула» в смартфон. Ну а если и она?.. Думать дальше становилось уже просто больно. Я оглянулась и увидела на автобусной остановке спящего бомжа. Лавка была длинной…
Протез памяти
Транспортная карта меня не подвела, и я успешно добралась домой. Там меня ждал злой и близкий к сердечному приступу муж, который не мог дозвониться мне все эти пять часов, пережил приступ ревности и уже начал обзванивать больницы. А я вовсю благодарила Создателя, что не пришлось просить у чужих людей денег на проезд или позвонить. Почти уверена, что никто из прохожих не поверил бы, что я не мошенница, а страдалица, оставшаяся без связи.
Как этого избежать? Во-первых, всегда носить в кармане небольшую сумму наличности. Если произойдут компьютерный сбой, блокировка банка или другой форс-мажор, наличные всегда выручат. Очень полезно тренировать себя перемещаться без гаджета – искать маршруты по картам, указателям, двигаться хотя бы какую-то часть пути осознанно. Люди раньше не терялись потому, что не делегировали большую часть своих «полномочий» телефону.
«И хорошо бы вспомнить старую добрую записную книжку, – улыбается Соин. – Внести в маленький и компактный «протез памяти» самые важные номера, адреса, которые всегда должны быть под рукой и которые выручат в непредвиденной ситуации».
Как было раньше
Всегда найдётся тот, кто поможет
«В любом случае надо исходить из того, что вокруг есть люди, которые обязательно помогут, – говорит пенсионер из Москвы Александр Павлов. – Неблагодарное это дело – кивать на прошлое, но жили же как-то раньше без электроники! И с соседями дружили, и незнакомым помогали. И путешествовали не по навигатору, а по «Атласу автомобильных дорог».
Вспомните типичную ситуацию в московском трамвае, когда приезжий спрашивал, как куда-то проехать, – смеётся Павлов. – Весь трамвай ему хором отвечал. Футбол-хоккей с соседями вместе смотрели, так же веселее было. Звонить за «двушку» в автоматы бегали да ещё и у прохожих «стреляли», если с собой денег не было.
Я обеими руками за технологии, с ними действительно жить стало комфортнее. Но против того, чтобы люди замыкались и переставали общаться вживую. Пока человек живёт среди других людей, мало есть ситуаций, когда ему нельзя помочь».