Насколько фатален сегодня диагноз «шизофрения»? Есть ли надежда на нормальную жизнь у пациентов с этим заболеванием и их родственников?
Официально считается, что шизофренией болен 1% населения, или один человек из 300 живущих на планете. Но, скорее всего, это оптимистичная оценка. На самом деле распространённость заболевания выше — оно есть у одного из 130–180 человек. Просто не все больные обращаются к врачам.
Беда, а не вина
Известно два полярных взгляда на болезнь. Одни демонизируют пациентов, считают их потенциальными преступниками, которых надо «запереть в клетке» и не выпускать до конца их дней. Другие полагают, что шизофрения не болезнь, а ментальная особенность, оригинальный способ восприятия мира и взаимодействия с ним. Или даже знак гениев, нечто романтическое. И то и другое — неправда.
Шизофрения — тяжёлое хроническое и инвалидизирующее психическое заболевание. Но больные представляют бóльшую опасность для самих себя, нежели для окружающих. Большинство преступлений совершают люди нормальные. А пациенты с шизофренией гораздо чаще страдают аутоагрессией, т. е. вредят сами себе либо становятся жертвами мошенников.
Дополненная реальность
Симптомы заболевания делят на три основные категории. Первые называются позитивными, вторые — негативными. Но не потому, что одни хорошие, а другие плохие. Просто при позитивных симптомах у больных появляются какие-то новые явления, при негативных уходят те способности и возможности, которые были до болезни.
К позитивным симптомам относят галлюцинации, бред, умственные и двигательные расстройства. К негативным — потерю мотивации, желаний, скудность речи, асоциальность.
Третья категория симптомов — когнитивные нарушения, среди которых расстройства мышления, восприятия, памяти и внимания.
Галлюцинации при шизофрении чаще всего бывают слуховыми — больные слышат посторонние голоса в своей голове. Случаются также зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Сами пациенты порой сравнивают свои наваждения с эффектом столь популярной сегодня дополненной реальности. Однако нельзя сказать, что жизнь с шизофренией увлекательна, ведь чаще галлюцинации бывают пугающими: голоса угрожают, приказывают совершить что-то опасное. Скажем сразу: всё это лечится, надо лишь дойти до врача.
Год ожидания
Психиатр, как правило, не менее года наблюдает пациента. Прежде чем начать лечение, необходимо убедиться, что нарушения стойкие. До этого диагноз «шизофрения» считается не окончательным, а клиническим. Каждый из нас может в чём-то заблуждаться и порой выдвигать «бредовые» идеи. Но человек с шизофренией отличается тем, что его абсолютно невозможно переубедить, на него не действуют даже железные аргументы. Если у вашего близкого помимо не поддающегося коррекции бреда появились также любые нарушения восприятия (та самая «дополненная реальность»), визит к психиатру откладывать нельзя.
Прогноз положительный
Шизофрения считается неизлечимым заболеванием. Но многие психиатры готовы с этим поспорить. Вот несколько факторов, улучшающих прогноз:
- поздний старт болезни: чем моложе заболевший пациент, тем хуже;
- невысокая выраженность симптомов;
- тип течения заболевания: есть более и менее агрессивные формы;
- семейный и социальный статус пациента: прогноз хуже у одиноких людей и у тех, кто в плохих отношениях с родными (важно, чтобы близкие больного были в ресурсном состоянии, в этом им поможет семейная психотерапия);
- максимально раннее начало лечения: для каждого типа шизофрении есть свои протоколы;
- непрерывность и длительность лечения: терапия шизофрении, как любого хронического заболевания, пожизненная;
- психотерапия в течение всего лечения: шизофрения — болезнь психобиосоциальная, поэтому действовать надо со всех трёх сторон.
Без кнута
Многих пациентов и их родственников мысль о пожизненном лечении пугает. Но за последние 10 лет появились прорывные антипсихотики и нейролептики, которые не только работают на начальной стадии шизофрении, но и помогают отыграть у болезни несколько лет при многолетнем заболевании. Они обладают высоким профилем безопасности и зачастую безвреднее, чем, например, некоторые сахароснижающие лекарства, которые люди с диабетом принимают пожизненно.
Психотропы не вызывают привыкания, но, если перестать их принимать, болезнь вновь выйдет из-под контроля. Если же лечиться дисциплинированно, в большинстве случаев можно надёжно корректировать шизофрению и жить нормальной жизнью — работать, заводить семью, даже иметь детей (надо только тщательно планировать беременность, принимая под руководством врача безвредные для плода психотропы).
Однако есть резистентные формы заболевания, устойчивые к любой терапии. Но и для таких пациентов лечение не бесполезно. Оно не устранит все симптомы, но поможет выйти в неустойчивую ремиссию и улучшит качество жизни. Главная задача родственников — убедить своего близкого обратиться к врачу. Карательная психиатрия, к счастью, осталась в прошлом. Недавно были внесены поправки в закон 1992 года «О психиатрической помощи и правах граждан при её оказании». Цель — защитить пациентов и их родственников, сделать жизнь людей лучше. Сегодня существенно ограничены меры физического стеснения пациентов.
Лечение шизофрении вслепую, по телефону, в психиатрии невозможно и незаконно. Препараты врач может назначить только после личного визита пациента.
Важно!
Принудительная госпитализация возможна, только если своими действиями пациент может навредить себе или окружающим. Тогда нужно вызвать скорую, и, если приехавший психиатр убедится, что госпитализация необходима, больного поместят в стационар. Там комиссия из трёх психиатров вынесет вердикт об обоснованности принудительной госпитализации. Далее в течение 30 дней в стационар приедет комиссия из суда, чтобы проверить законность действия врачей.