Тяжелые дегенеративные нейрорасстройства сегодня довольно известны: болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция. Но бывает, что у человека развиваются легкие когнитивные нарушения, которые он может и игнорировать. Что они собой представляют и как их распознать, рассказали специалисты.
Когнитивный статус
Из чего складывается когнитивный статус и какие функции мы называем когнитивными? «Сюда относятся наше мышление, воображение, восприятие, а также память, внимание. Эти процессы не так просты, как кажется: каждый из них включает в себя множество операций. Возьмем, к примеру, мышление. Оно выполняет такие задачи, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование и другие.
Возьмем, к примеру, обобщающую функцию. Эта операция встроена в решение всех житейских задач. Я перечислю набор продуктов, а вы должны назвать блюдо, в которое они входят: свекла, морковь, лук, капуста, мясо, томаты. Вы ведь сразу поняли, что речь идет о борще? С определенной периодичностью вы его готовите, при этом не отдавая себе отчет в том, что в процессе готовки дело не только в работе рук, но и во множестве когнитивных функций. Приходя в магазин, чтобы купить молоко, вы идете не в бакалейный или в мясной отдел, а в молочный. Опять-таки — благодаря обобщающей функции своего мышления, которая очень часто включается даже в бытовой жизни», — поясняет Вера Никишина. Но при этом общее оценочное суждение о когнитивных возможностях формируется одной фразой: «Все в порядке».
Когнитивные функции в реальной жизни человека невозможно отделить друг от друга. Когда мы решаем когнитивную задачу (а все задачи, включенные в процессы нашей жизни, мы можем уверенно называть когнитивными), наш мозг выполняет сразу десятки функций.
Изменения здоровья
Швейцарский психолог Э. Клапаред утверждал, что когнитивные функции изменяются и развиваются лишь на ранних этапах онтогенеза (индивидуальное развитие организма) и не меняются во взрослой жизни. То есть теми функциями, которые у нас развивались вплоть до юношеского возраста, мы потом пользуемся всю оставшуюся жизнь. Взрослый же человек находится в состоянии «психической окаменелости», говорит Вера Никишина.
Сегодня же стало ясно, что когнитивные функции изменяются в течение всей нашей взрослой жизни в зависимости от того, насколько часто мы их используем. Могут они измениться и ситуативно под влиянием внешних факторов, например, если увеличивается объем задач или если мы эмоционально перегружены, поясняет Вера Никишина.
Некоторые болезни могут пошатнуть наше когнитивное здоровье. И COVID-19 — не исключение. «Перенесшие это заболевание люди жалуются на то, что у них повышается утомляемость, на работе они менее эффективны, могут хуже видеть, слышать, снижается работа словесно-логической памяти (им сложнее подобрать слова). Все это отмечается даже на уровне обыденной жизни. При этом обратиться к специалисту с такого рода проблемой люди чаще всего не считают необходимым. Нас не удивляет, что нужно регулярно посещать стоматолога для профилактического осмотра, хотя чистить зубы мы можем самостоятельно. А пойти к психологу и получить профессиональный ответ на вопрос о том, в каком состоянии находится наше психическое здоровье, обеспечивающее абсолютно всю социальную активность, к сожалению, не хотим», — говорит Вера Никишина.
У нашей когнитивной сферы есть абсолютно доказанное на сегодняшний день свойство: начиная свое снижение, когнитивные функции со временем теряют количественно-качественную эффективность, и, что самое страшное, чаще всего этот процесс необратим, предупреждает специалист. В этом случае к последним этапам онтогенеза нам придется столкнуться со снижением познавательной деятельности, которое меняет качество жизни. И чем раньше мы заметим у себя эти изменения, тем быстрее сможем их исправить.
Распознать проблему
Как правило, эти изменения незаметны окружающим, их распознаёт только сам человек. Он сравнивает с тем, как чувствовал себя раньше, замечает, что хуже запоминает новую информацию, быстрее устаёт и становится более раздражительным. Причём мы говорим не про депрессию, а именно про сложность регуляции эмоционального состояния. Когда у нас снижаются умственные способности, снижается и так называемая фрустрационная толерантность. «Мы больше не можем удерживать эмоциональное состояние, сталкиваясь с какими-то раздражающими факторами. Если не говорить научным языком, то мы быстрее теряем самообладание. Мы становимся менее терпеливы, нас больше обычного раздражают поступки и реакции окружающих», — подчеркивает Ольга Макарова.
Если говорить про ту же память, то тут человек всё ещё продолжает ориентироваться в пространстве. Он не забывает своё имя, у него не нарушаются профессиональные навыки. Но может случиться так, что человек перестанет осваивать новые навыки или же делать это станет труднее. «Сегодня есть много курсов по обучению работе с компьютером для тех, кто в детстве и молодости с подобным не сталкивался. И у кого-то получается освоить базовый уровень, а у кого-то не выходит и это. Такие люди обычно начинают говорить, что времени нет или много дел дома». Подобные оправдания могут быть первыми звоночками. У человека не получается — и он говорит: „Я не могу, я не хочу, я устал“», — отмечает Ольга Макарова.
Факторы риска
Есть ли зависимость от возраста? В первую очередь, предупреждает Ольга Макарова, это характерно для пожилых людей в возрасте 60-65 лет и старше. Однако и молодые не застрахованы. «Но скорее это будет связано с генетическими факторами, органическими поражениями нервной системы или тяжёлыми соматическими заболеваниями, травмами. Нередко когнитивное снижение может быть симптомом какого-то заболевания. Но это всё клинические случаи, а если мы говорим о легком снижении, то чаще причиной является естественное старение человека», — поясняет специалист.
Согласно исследованиям, первые незаметные изменения могут начаться в возрасте 35 лет. Они настолько лёгкие, что сам человек их вряд ли заметит. Это ещё не когнитивное расстройство, но предпосылки к нему. У человека есть определённая база знаний, навыков и опыта. Это всё будет замечательно удерживаться, но могут возникнуть проблемы с приобретением новых знаний или ослаблением тех умений и знаний, которые не используются. Как говорится, «Use it or lose it» («Используй это или потеряешь»).
Профилактика
Проводились международные исследования, и они продолжаются до сих пор. «Если когнитивные нарушения — это следствие соматических или метаболических причин, а не первичное нарушение головного мозга, то эти нарушения считаются обратимыми. При точной диагностике заболевания и своевременном лечении человек возвращается к своему обычному состоянию. Когнитивные нарушения на стадии деменции поддаются лечению, но это достаточно редкие случаи (5%)», — говорит специалист.
В качестве профилактики следует тренировать и мозг, и тело. «Но делать это нужно структурированно и регулярно. Речь не идёт о кроссвордах и занятиях определенным спортом. Есть специальные методики с использованием игровых девайсов. Человека обучают играть в игры, где есть определённый когнитивный запрос: от вас требуется что-то решать, чтобы было испытание для мозга. Цель всего этого — заново научить человека принимать простые бытовые решения и повысить его бытовую самостоятельность. Одна из проблем деменции — дезадаптация в обществе, когда вы не можете сами себя обслуживать и за вами нужен постоянный уход и контроль», — поясняет Ольга Макарова.