«Мы «убиваем» их сами»
Трудное детство
В далёких 80-х мы с моими тогдашними ребятами ставили спектакль, который назывался «Трудное детство». Сценарий писали сами. Говорили про школу, семью, несчастную любовь - про всё, что делает детство трудным. Так вот. Можно брать сценарий и ставить спектакль завтра. Ничего не изменилось, кроме разве что появления соцсетей. Но главное остаётся главным. В том нашем спектакле была сцена о детских самоубийствах. Мы серьёзно изучали материал. Читали записки, которые оставляли ребята. Разговаривали с теми, кого удалось спасти. Ни один из них не собирался на тот свет по-настоящему. По тогдашней статистике, большая часть самоубийств приходилась на время с 18 до 19 часов. Они знали, что родители с минуты на минуту вернутся с работы. И надеялись, что мама с папой успеют, а заодно поймут, что надо что-то делать. Мы читали эти записки со сцены. И поняли одну очень простую вещь, банальную до противности. Мы заканчивали эту часть спектакля словами, которые я помню 30 лет: «Если бы мы называли настоящую причину ухода из жизни, звучала бы она примерно так: «Мне не хватало любви». Любите нас живыми». Сегодня ничего не изменилось. Ничего.
Что может стать «последней каплей» для такого рокового решения? Самое ужасное - что угодно. Даже разбитая ваза, потому что «мама предупреждала». Несчастная любовь. Непризнание коллективом сверстников. Двойка за четверть. Размытое «Меня никто не понимает». Давным-давно у меня был ученик, который повесился дома на ремне из-за того, что его с одноклассниками привезли в РОВД. Мальчишки пили пиво под кустом. Он оказался под тем кустом случайно - мальчик из очень интеллигентной семьи, известной в городе, гордость семьи и школы, отличник, музыкант и т. д. Все взрослые в той ситуации вели себя, как надо: вежливо взяли под белы руки, привезли в инспекцию по делам несовершеннолетних, вызвали родителей. Естественно, сказали, что сообщат в школу. Мама с папой привезли сына домой, посоветовали подумать над своим поведением и ушли на работу. А вернувшись, нашли мальчишку в петле.
Шпионаж ради жизни
Почти всегда после случаев подросткового суицида возникает дискуссия - надо ли обсуждать это с детьми, и если да, то как именно. Моя чёткая позиция - с ребёнком надо обсуждать всё. Записку, которую написал мальчик на День святого Валентина Катьке из 8-го «Б». Новый сериал. Откуда берутся дети. Свежий ролик Ивангая (все в курсе, кто это такой?).
Конечно, надо говорить и о таких случаях. Но здесь главный посыл - «Я тебя люблю. Ты не перестанешь быть моим сыном, дочерью, даже если останешься на второй год. Даже если тебя поставят на учёт в детскую комнату полиции. Даже если учительница говорит, что ты - самый плохой ученик в классе. Ошибаются все. Но любую ошибку можно исправить, потому что у тебя есть я. И я всегда буду рядом и смогу тебе помочь». И ещё упаси нас, Господи, внушать ребёнку, что всё в жизни мы делаем только ради него. «Я работаю как лошадь, чтобы ты хорошо учился. Я плачу репетиторам, чтобы ты стал успешным и счастливым. Я живу только для тебя» - это неправильные установки. Работайте, отказывайте, платите, живите, только не навешивайте ответственность за это на ребёнка. Иначе очень высока вероятность того, что в один момент он поймёт, что не соответствует вашим ожиданиям, и захочет освободить вас от непосильного груза. Потому что любит.
Многие скажут: да не нужны мы им, особенно в подростковом возрасте, - их из соцсетей не вытащишь. Я спросила ребят: если бы у них была возможность вместо зависания «ВКонтакте» провести это время с родителями, что бы они предпочли? Можете мне не верить, но 7 человек из 7 сказали, что выбрали бы родителей. Правда, с оговоркой: «Смотря что делать». Они хотят гулять с нами в парке. Играть в «Монополию». Готовить необычный ужин. Смотреть кино. Слушать рэп. Разговаривать про любовь и слушать истории, как мама познакомилась с папой, хоть сотый раз. Они не хотят отчитываться об оценках в школе!!!
Если будете общаться с детьми, будете знать, что в их жизни происходит. Конечно, не всё они вам расскажут. Поэтому сейчас навлеку на себя праведный гнев - жизнь своего ребёнка надо жёстко контролировать в Сети. Называйте это шпионажем, подлостью, чем угодно. Но в этом вопросе я непреклонна. Есть миллион причин, по которым ребёнок не станет рассказывать вам о своих проблемах. Реальный пример: мама девочки-восьмиклассницы, прочитав переписку «ВКонтакте», узнала, что ребёнка затравили в школе. Она не стала лезть к дочке в душу, правильно рассудив: раз не хочет рассказывать сама, значит, на это есть причина. Она просто предложила: «А давай перейдём в другую школу? Я слышала, там математичка сильная». Рассказывала мне эту историю уже повзрослевшая девочка, которая поняла, что несколько лет назад очень вовремя забыла закрыть свою страницу. Она призналась, что была на грани и почти готова была сделать последний шаг. Почему не обратилась к маме? «Мне было её жалко. Она много работала, да ещё младшая сестрёнка болела постоянно… И я была уверена, что ситуацию никак не изменить».
Поэтому шпионьте - ради их жизни и безопасности. Но тут возникает гораздо более серьёзная тема - регулирование детского контента соцсетей в государственном масштабе. Ёлки-палки, если в Сети есть дяденьки, которые ведут детей к суициду, почему там нет дяденек, которые поведут их в другую сторону?! А давайте введём в штат какого-нибудь министерства людей, которые знают подростковую психологию не хуже тех, кто в своих группах призывает к шагу с крыши? И пусть эти люди дружат «ВКонтакте» с нашими детьми. И создают группы, в которые наши дети пойдут так же активно. Иначе они погибают в Интернете, а мы пытаемся отвлечь их школьными утренниками. А после этих утренников школьные завучи пишут километровые отчёты в департаменты образования, как этот утренник прошёл и сколько детей им охвачено. И тысячи чиновников от образования получают зарплаты за то, что читают, сводят, анализируют эти грёбаные отчёты. А дети тем временем считают, сколько дней им осталось жить.