Ловушка для воспоминаний. Как бороться с рассеянностью

Учёные знают, что есть память краткосрочная (обширная, но легко утрачиваемая) и долгосрочная (объём воспоминаний ограничен, но стабилен). И что существует особый процесс перевода одной в другую, позже его назовут консолидацией памяти.

   
   

Человек-сегодня

Долгое время считалось, что в мозге нет определённой области, отвечающей за создание, хранение и извлечение воспоминаний. Однако в 50‑е годы XX века выяснилось, что это не так. Невольную помощь в этом научному сообществу оказал обычный американский парень Генри Молисон. В попытках вылечить у него эпилепсию в 1953 году ему удалили гиппокамп. В те времена это было распространённой практикой. Но беда была в том, что ему удалили гиппокамп сразу из обоих полушарий, попутно повредив соседние структуры мозга – энторинальную кору и миндалевидное тело. После операции приступы эпилепсии практически прекратились, но Генри полностью потерял память. И не мог помнить ничего нового дольше нескольких минут. Словом, вся его жизнь стала одним бесконечным сегодня, и прожил он её с ощущением, что ему по-прежнему 27 лет (столько ему было на момент операции). Умер Молисон в 82 года – и всё это время он находился под пристальным наблюдением неврологов.

Как всё удержать?

История Генри помогла понять, что именно гиппокамп и расположенные рядом области отвечают за перевод краткосрочных воспоминаний в долгосрочные. Сейчас известно, что есть несколько этапов формирования воспоминаний. Сначала новая информация переносится нейронами по коре головного мозга в гиппокамп. А уже после этого гиппокамп отсылает их обратно в кору, где они, как считается, хранятся в нейронных сетях. Гиппокамп участвует не только в создании воспоминаний, но и в их извлечении.

Оказывается, есть определённые факторы, которые способствуют созданию новых воспоминаний.

Повторение.  Оно же, как известно, мать учения. Звучит не слишком ново, зато отлично работает. Всякий раз, когда вы извлекаете воспоминание из памяти, укрепляются связи между нейронами. И с каждым разом вспоминать становится всё легче и легче.

Эмоции.  Воспоминания, замешанные на эмоциях, глубже врезаются в память. Эмоциями заведует миндалевидное тело, расположенное рядом с гиппокампом и участвующее в формировании долгосрочных воспоминаний. Это отдел мозга, который мониторит окружающую среду на предмет опасности. Если что-то  происходит, миндалина сигналит гиппокампу, и тот на всякий случай регистрирует наши переживания.    
   

Ассоциации.  Чтобы запомнить новый факт, попробуйте связать это с другими, уже хорошо вам известными вещами. Чем больше будет ассоциаций, тем проще потом извлекать информацию. Этим приёмом, кстати, пользовался знаменитый мнемонист Соломон Шерешевский. Он мог запоминать на долгие годы цепочки слов и цифр, мысленно расставляя их, например, на хорошо известной ему Тверской улице. Когда нужно было вспомнить эти данные, Шерешевский мысленно шёл по этой улице и собирал их там, где расставил.

Мотивация.  Когда нам интересно, мы запоминаем гораздо лучше.

Убийцы прошлого

А что мешает нам запоминать? Хорошо известно, что консолидацию памяти, то есть перевод краткосрочной информации в долгосрочную, нарушают судороги, электрошок, травмы головы, алкоголь, наркоз. Есть и более глобальные причины нарушения памяти.

Возраст.  С годами уменьшается объём мозга. Гиппокамп, например, каждые 5 лет теряет до 5% своих нейронов. Медленнее передаются нервные импульсы. Чем старше человек, тем труднее ему сконцентрироваться. Всё это сказывается на скорости и чёткости извлечения воспоминаний.

Хронический стресс.  При стрессе выделяются гормоны, мобилизующие организм, и это помогает выжить в изменившихся условиях. Но если стресс хронический, постоянный «передоз» этих веществ, в первую очередь кортизола, приводит к гибели клеток мозга, что негативно влияет на способность усваивать новую информацию.

Депрессия.  В 40% случаев при депрессии ухудшается память. Связано это с низким уровнем нейромедиатора серотонина, обеспечивающего прохождение электрических импульсов. 

Одиночество.  Учёные из Гарварда обнаружили, что у пожилых людей, живущих активной социальной жизнью, ухудшение памяти происходит медленнее, чем у «выключенных» из общения. Почему так происходит, пока точно неизвестно. Учёные предполагают, что постоянное общение тренирует когнитивную функцию.

 

Смотрите также: