Кто на новенького? Как влиться в коллектив

Наш эксперт – доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, кандидат психологических наук Герман Марасанов.     
   

За знакомство!

При первой встрече важно произвести хорошее впечатление. Есть несколько хитростей, которые помогут понравиться сослуживцам.

 Улыбайтесь! Это самый простой способ расположить к себе собеседника. У американцев улыбка – демонстрация успеха, предъявление себя окружающим. В России улыбка – это проявление чувств, которые не всегда уместно показывать малознакомым людям. У нас лучше демонстрировать даже не саму улыбку, а готовность к ней.

Улыбаться надо не только губами. Просто растянутые в улыбке губы могут восприниматься как язвительная насмешка. Исправят положение одновременно улыбкой поднятые вверх брови.

Слушайте! Самое главное – концентрироваться на том, что говорит собеседник. Ведь потерять нить разговора, особенно если тема не слишком вас увлекает, очень легко.

В Интернете нередко можно прочитать такой совет: чтобы коллега почувствовал, что вы его слушаете, время от времени повторяйте за ним то, что он сказал, перефразируя его слова. Но сегодня повторение за собеседником фрагментов его речи стало настолько заезженным приёмом, что многих он раздражает. Лучше смотреть собеседнику в лицо, необязательно всё время в глаза, и утвердительно… мычать, как бы сигнализируя о понимании. Если же хотите возразить, начинайте с фразы: «В целом я согласен с вами, но…»

 Улавливайте тон! Психологи, обучающие наших граждан эффективному общению, советуют во время разговора копировать интонации и жесты собеседника. На самом деле эти «ужимки» и «прыжки» не остаются незамеченными. Кого-то они забавляют, а кого-то оскорбляют, поскольку воспринимаются как манипуляция. Лучше подстраиваться не буквально, копируя позы, тон, мимику, жесты, а улавливать настроение собеседника. Это называется «попасть в тон», «уловить тон».

   
   

Рабочий момент

С новыми коллегами придётся не только водить дружбу, но и работать. Так что мало показаться приятным человеком, надо зарекомендовать себя хорошим профессионалом.

Правильно организовывайте своё время и пространство. Грамотный специалист никогда не опаздывает, не забывает о том, что и в какой срок нужно сделать, и не роется в груде бумаг в поисках нужного документа.

Не давайте воли эмоциям. Высказывая своё мнение о работе или отстаивая свою точку зрения, никогда не переходите на крик, даже если собеседник не может понять очевидных вещей. Не стоит также слишком бурно реагировать на критику в свой адрес.

И в то же время не скрывайте своих чувств. Эмоциональная выразительность воспринимается как открытость, а открытость рождает доверие.

Задавайте вопросы. Не бойтесь обращаться к коллегам и начальству, если чего-то не знаете. Конечно, можно разобраться во всём самостоятельно, но это требует времени и снижает продуктивность вашей работы.

Соблюдайте дисциплину. Даже если вы работаете блестяще и успеваете сделать всё порученное вам задолго до конца рабочего дня, поначалу не стоит уходить раньше положенного срока или устраивать долгие перерывы на обед.

Проявляйте инициативу. Иногда новый сотрудник способен свежим взглядом оценить работу фирмы и существенно её улучшить благодаря своему предыдущему опыту. В таких случаях уместно сослаться на прецеденты, показав, где ваше предложение уже было опробовано и дало хороший результат. Это прибавит вам авторитета.

Не принимают

Но бывает, что, несмотря на все усилия, вписаться в коллектив не удаётся. Причин может быть несколько: это и борьба за «место под солнцем», и элементарная зависть, и боязнь старожилов показаться некомпетентными по сравнению с новичком. А часто в основе нападок лежат неосознанные отголоски древних обрядов инициации. Коллеги создают для новичков неприятные испытания. Их надо пройти, не скрывая своих чувств по поводу нападок и одновременно показывая, что вы можете хорошо работать и в таких тяжёлых условиях. Добившись успехов, несмотря на неприязнь коллег, новичок докажет свою силу. А сильных у нас любят.