По данным совместного исследования фаркомпании и аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), большинство зумеров (молодые люди, которым сейчас 18-23 года) вступают половую жизнь позже, чем предыдущие поколения — с 18 до 20 лет.
Почему молодых людей в возрасте гормональной бури перестал интересовать секс? Разбираемся с экспертами.
«Основное психосоциальное развитие человека происходит с 12 лет (когда в организме начинают бушевать гормоны) и заканчивается в 26 лет. В это время крайне важна социализация. Подростки и молодые люди должны учится общаться, знакомиться, ссориться — мириться, влюбляться — расставаться, страдать, знакомиться заново. Сегодня молодое поколение отравлено Интернетом, который может предложить любое развлечение в удобное для них время. И как мы видим, в некоторых случаях интернет побеждает либидо. Обратная сторона свободы в интернете — одиночество в реальной жизни», — рассказала акушер-гинеколог, сексолог, психотерапевт, Старший исследователь НЦАГ им. Кулакова, президент Российского общества по изучению сексуального здоровья женщин профессор Наталья Стеняева.
«Еще одна особенность современной молодежи — полная непереносимость какого-либо дискомфорта. Они привыкли к максимальному удобству во всем. Не нравится мобильное приложение — перешел на другое, приятель с тобой не согласился — тут же заблокировал, начальник посмотрел косо — на следующий день не вышел на работу или перешел на другую, где „менее токсичный“ руководитель. При этом мы понимаем, что жизнь в целом предполагает определенный дискомфорт, и чтобы выйти на устойчивый уровень комфорта, счастья, благополучия в отношениях с партнерами, нужно пройти через эпизоды недопонимания, ссоры, конфликты и т. д.», — поясняет директор направления стратегических проектов Аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт.
Есть ли плюсы позднего вступления зумеров в половую жизнь?
«Да, и один из них — пролонгированный период детства. Поскольку современные люди живут дольше, они планируют свою жизнь на более длительный срок и у них нет „скомканной юности“, которая была у их родителей, которые в 20-23 года стремились решить все жизненные задачи — закончить вуз, создать семью, родить ребенка и найти работу. Современные молодые люди могут прожить этот период жизни более осознанно, а растянутое взросление позволяет им психоэмоционально перестроиться. Другое дело — рождение ребенка, которое нельзя откладывать бесконечно. Именно поэтому сейчас набирают обороты программы отложенного материнства, когда девушкам предлагают в юности оценить свой овариальный резерв и заморозить свои яйцеклетки на будущее», — считает заведующая научно-учебной лабораторией социально-демографической политики НИУ ВШЭ, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук Екатерина Митрофанова.