Трагедию, произошедшую вечером в пятницу, 19 мая, еще долго будут обсуждать все и вся: в поселке Дубовая роща Раменского района 11-летний мальчик заживо сгорел в сарае. По словам очевидцев, возле этого сарая играли подростки, которые могли закрыть его и заколотить гвоздями дверь. Через некоторое время строение загорелось, ребенок не смог выбраться и погиб.
Почему дети любят играть в опасные игры?
«Дети в большинстве своем любопытны, активны и познают мир, — сказал эксперт. — Поскольку у них еще не набран негативный опыт, для них все увлекательно и интересно, а не опасно или безопасно. Это уже оценки взрослых, прошедших свой путь, оценки, базирующиеся на опыте, предусмотрительности, а порой и тревожности. Кроме этого, если мы внимательно посмотрим вокруг, увидим, что и многие взрослые продолжают увлекаться активными видами спорта, такими как горные лыжи, гонки на мотоциклах и др. Поэтому дело еще не только в опыте, но и в свойствах темперамента».
А как жестокие развлечения влияют на психику?
«Вспомним известные фразы на эту тему. “Что наша жизнь? Игра”. Или “Все, что нас не убивает, делает нас сильнее”. Если психика справляется, то, действительно, ребенок порой учится не бояться, рисковать, проявляет смелость, волю к победе и достижению цели. Кроме этого, победы укрепляют самооценку, и, как известно, “успех рождает успех”. Многие игровые виды спорта основаны на этих принципах: азарт, состязание, горечь поражения или восторг победы. Так что движение вперед укрепляет не только психику детей, но и психику взрослых. Но, конечно, нужно помнить и напоминать и о безопасности», — подчеркивает специалист.
Виноваты родители?
«Отсутствие внимания со стороны родителей отчасти может вылиться в такое поведение детей, — говорит психолог. — Но не всегда. Конечно, если ребенок полностью свободен в выборе действий, то у него и шире возможности, и выше вероятность попасть в беду. Иногда и дети пытаются привлечь к себе внимание любыми “выходками”, и не только рискованным поведением, но и агрессивным поведением. Поэтому важно соблюдать режим труда и отдыха и выделять время на общение с детьми, иметь с ними совместные хобби. Это сближает и позволяет детям познавать мир со страховкой от родителей. Совместные впечатления, например походы, игры, путешествия, развивают как детей, так и родителей, и их отношения».