«По данным уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, сегодня в России 9 миллионов подростков (детей в возрасте от 12 до 17 лет).
Мы провели пилотное исследование 17 тысяч подростков в 22 субъектах федерации. В нем участвовали не только дети из благополучных семей, но и сироты, инвалиды, мигранты, цыгане, дети из удаленных сельских школ, арктической зоны, Крайнего Севера, проживающие на экологически неблагополучных территориях и т. д.
69,5% подростков оценили свой уровень благополучия как средний, 15% — как высокий и 15,1% — как низкий.
Оказалось, что в рейтинге благополучия для ребенка на первом месте стоят хорошие доверительные отношения с преподавателями и достаточная физическая активность. А вне школы ребенку важно время, проведенное с родителями, и время, проведенное с ними вне дома.
Основные зоны неудовлетворенности тинейджеров — снижение ценности образования (оказалось, что подростки не понимают, для чего им учиться), буллинг (травля) в школе и кибербуллинг в социальных сетях, незнание своих прав и отсутствие наставников.
Исследование также показало, что благополучие детей напрямую зависит от организации, в которой они находятся, от условий проживания и социально-психологического статуса. Неожиданно на первом месте в рейтинге благополучия оказались учащиеся малокомплектных сельских школ, а на втором — закрытых образовательных учреждений для трудных подростков. Выяснилось, что когда трудные дети попадают в нормальные условия и ими начинают заниматься, их уровень благополучия резко повышается».
Обычные — в зоне риска
Наиболее одинокими оказались так называемые «обычные» дети.
«Сегодня есть два полюса. С одной стороны — уязвимые группы, с другой — одаренные подростки, — поясняет кандидат социологических наук, руководитель Центра социологических интернет-исследований СПбГУ, руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ Майя Русакова. — И тем, и другим уделяется повышенное внимание. А подростка обыкновенного, который постоянно “чилит” с телефоном, все бесконечно ругают. Оказалось, что такие дети просто не знают, чем хотят заниматься в жизни и чем заняться и куда податься сейчас. С детских площадок 13-14 летних ребят гоняют, в центрах для продвинутых детей они себя чувствуют лишними. Многие подростки готовы работать, причем не только во время каникул, но и в учебное время, уделяя подработке 2-3 часа в день, но вакансий для них практически нет».