Немалую долю ответственности за все возрастающее число «наркоманов от шопинга» несут торговые компании.
Причем рекламные стратегии специально разрабатываются с учетом психологии. Обычно расписываются не реальные потребительские свойства товара, а тот психологический эффект, который достигается с его приобретением.
Разумеется, эффект мнимый. Рекламные слоганы давят на тонкие струнки души: «Ведь ты этого достойна!», «Вам будут завидовать!», «Могу себе позволить» и т. д. Производители сегодня продают не товар, а мечту о счастье, любви, уважении. А это – все то, в чем нуждается каждый из нас.
Шопинг как наркотик
Первым новую болезнь обнаружил еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Он заметил, что новый недуг очень похож на прочие виды зависимости и шопоголики испытывают примерно то же, что и наркоманы.
Как понять, что нормальная женская увлеченность нарядами или объяснимое желание представителей сильного пола иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросла в болезнь? Это довольно просто, ведь у шопоголизма есть четкие симптомы. Вот они:
- поход в магазин без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы просто провести время;
- неконтролируемое желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет использоваться;
- разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
- постоянное обсуждение купленного товара;
- подавленное настроение из-за невозможности сходить в магазин и мгновенное повышение жизненного тонуса при входе в него.
Истоки зависимости
Шопоголики часто вырастают в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. На детей у них просто не остается ни времени, ни сил, поэтому нехватку родительской любви они компенсируют подарками. Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами.
Вторая категория шопоголиков, наоборот, росла в бедности. Как только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их, пытаясь с избытком получить все то, чего раньше был лишен.
Третью, самую многочисленную группу шопоголиков составляют дети авторитарных родителей. Они вырастают неуверенными в себе. Покупками они стараются возместить себе недостаток любви.
Шопоголизм развивается лишь в том случае, если в семье превалирует культ денег. Если же мама и папа с детства прививают ребенку вечные ценности, объясняют, что удовольствие могут доставлять не только покупки, но и нематериальные радости (творчество, спорт, искусство, общение с природой, дружба, любовь), то их дети с самых ранних лет получают «прививку» от шопоголизма.
Поэтому старайтесь тратить на детей не только деньги, но и время.
Не покупайтесь на скидки
Тем же жертвам шопоголизма, которых воспитывать уже поздно, можно посоветовать следующее «лечение».
- Всегда расплачивайтесь только наличными. Кредитки создают иллюзию, что вы тратите не собственные деньги.
- Все покупки делайте строго по списку, а лучше возьмите с собой прижимистого спутника, который удержит от ненужных трат. Помните, что скидки – еще не повод для покупки, приобретайте только то, что действительно нужно.
- Чаще «забывайте» деньги дома, пусть в кошельке лежит лишь необходимый минимум.
- Даже если очень понравилась вещь, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только вещица исчезает с глаз долой.
- Женщинам не стоит посещать магазины за 10 дней до менструации. Британские ученые пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шопинга является гормональный сбой, вызванный приближением месячных.