24 личности в одном теле. Психотерапевт анализирует фильм «Сплит»

© / «Сплит» / Кадр из фильма

Осторожно, в материале есть спойлеры!

   
   

Пока фильм про Билли Миллигана с Леонардо Ди Каприо в главной роли находится в разработке, на большие экраны вышел психологический триллер «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем. В основу картины легла история маньяка с расщеплением личности. В теле Кевина их живёт 23, и совсем скоро должна появиться ещё одна: самая страшная, по прозвищу Зверь. Проанализировать ленту и рассказать о том, что такое диссоциативное расстройство идентичности, АиФ.ru попросил психотерапевта и эксперта в психологии кино Татьяну Салахиеву-Талал.

Кевин и Билли

Билли Миллиган — это реальный человек, который страдал диссоциативным расстройством идентичности (DID). В его теле уживались целых 23 субличности разного пола, возраста и мировоззрения. Среди них было 10 главных и 13 нежелательных идентичностей, отлучённых от сознания за деструктивное поведение. В конце семидесятых годов мужчину обвинили в трёх изнасилованиях. Однако отправили Билли не под арест, а в психиатрическую больницу, поскольку обнаружили, что преступления совершал не он сам, а его альтернативная личность: девятнадцатилетняя лесбиянка, про действия которой тот ничего не знал.

Основная гипотеза по поводу причины такого расщепления — сексуальная травма, нанесённая Билли отчимом. Первый раз он изнасиловал своего пасынка в сарае, когда тому было 8, и продолжал это делать несколько лет. Однако первые две субличности появились у Миллигана в возрасте 2-3 лет.

Был ещё один случай, который круто изменил жизнь Билли. В 16 лет, когда он учился в колледже, однокурсницы неудачно и унизительно над ним подшутили. Из-за этого Билли хотел покончить с собой. Но спрыгнуть с крыши помешали субличности, желавшие жить. Они овладели им, усыпили и запретили выход в сознание. Пробудился настоящий Миллиган только спустя много лет на суде, когда психиатр вызвал его настоящую личность для дачи показаний по делу об изнасиловании. До этого момента он считал себя мёртвым.

Что же общего у Кевина из «Сплита» с этим человеком? Во-первых, в его теле живёт 23 личности и ожидается появление ещё одной. Среди них есть доминантные и нежелательные. Некоторые из них носят те же имена, что и субличности Миллигана. Во-вторых, главный герой похищает трёх девушек, одна из которых (Кейси) переживает ту же детскую травму, что и Билли. Только насилует её не отчим, а дядя.

   
   

На мой взгляд, эта история основана на случае Билли Миллигана, только хитро выстроена как бы в обход неё. Возможно, это как-то связано с авторскими правами.

Патриция, Деннис и Хедвиг

В теле Кевина — 23 личности, однако в самом фильме мы видим только 4. Другие вытеснены в подсознание двумя доминантами: Патрицией и Деннисом. Всех остальных они усыпили и убрали в бессознательное, разрешив проявляться только девятилетнему Хедвигу, которого прекрасно сыграл МакЭвой. Хедвиг безобидный, хорошо общается с Кейси. В фильме есть много забавных моментов, связанных с этим персонажем.

Деннис — чёткий, организованный, сильный, пунктуальный и волевой. С помощью этих качеств ему удаётся подавлять других. В тоже время у него есть «изъян»: ему нравится смотреть на голых танцующих девочек (кстати, этот порок появился после неудачной шутки над ним со стороны семнадцатилетних школьниц, что снова нас отсылает к истории Билли). Именно он украл Кейси вместе с подругами и запер их в подвале, пытался их изнасиловать, но в дело вмешалась Патриция, которая поставила его на место. Патриция оказывается довольно милой дамой и хорошо относится к пленницам. Вместе все эти личности ждут прихода ещё одной субличности — сверхчеловека по прозвищу Зверь — и делают всё для её появления.

Соседи по телу

До появления психиатрии это таинственное заболевание называли одержимостью дьяволом. Люди считали, что злые духи вселяются в человека и говорят вместо него чужими голосами на неизвестных языках, совершают страшные вещи. Сейчас оно именуется диссоциативным расстройством идентичности, но, к сожалению, по-прежнему демонизируется, что и показал Шьямалан в «Сплите». В фильме есть прямая отсылка к «дьявольской» природе этого расстройства: можно вызвать личность самого Кевина, если произнести его полное имя. Эту же мифологию мы видим в фильмах про одержимость, например, в «Экзорцисте».

В картине личности между собой общаются, борются, плетут интриги, в реальной жизни это не совсем так. Чаще всего у людей с таким заболеванием в сознании находится только одна идентичность, а когда «выходит» вторая, предыдущая «отключается». И та, которая активна в данный момент, не помнит, что происходило до этого с первой (диссоциативная амнезия), но бывают исключения.

Человек, постоянно сталкивающийся с провалами в памяти, в конечном счёте обращается за профессиональной помощью. И если психиатр (психотерапевт) диагностирует DID, то начинается лечение, целью которого является объединение идентичностей.

Психотерапия таких пациентов сводится к исследованию различных идентичностей человека, повышению его осведомлённости о собственном состоянии и о том, что с ним происходит. Врач должен помогать ему знакомиться с идентичностями и через различные техники обеспечивать возможность диалога между ними. Это даёт контроль над собственным состоянием и помогает интегрировать расщеплённые аспекты психики в единое целое.

Идентичности человека с DID нельзя воспринимать как реальных отдельных людей, живущих своей жизнью, развивающихся, взрослеющих. Например, у Билли Миллигана одна из его первых идентичностей — трёхлетняя Кристин — так и оставалась в этом возрасте, когда Билли было уже 22-23 года.

Излечение от диссоциативного расстройства идентичности возможно. История Билли Миллигана подтверждает это. На это ушло 10 лет. Судя по источникам, в результате психотерапии у него образовалась интегрирующая личность, называемая Учитель, контролирующая, понимающая и объединяющая все остальные. И в этой детали мы снова видим пересечение со «Сплитом», только в фильме 24 личность — это Зверь, разрушающий и деструктивный, что в очередной раз показывает, насколько Шьямалан стигматизирует и демонизирует человека с психическим расстройством.

Кадр из фильма «Сплит»

За и против

В фильме режиссёр заостряет внимание на том, как психиатр Кевина пытается убедить профессиональное сообщество в существовании множественных личностей своего пациента. Этот момент отражает реальное положение вещей в американском психиатрическом сообществе и те споры, которые ведутся относительно DID. Официально этот диагноз есть и в DSM (американский классификатор психических расстройств), и в МКБ (международный классификатор болезней, на который опираются в России). Однако американские коллеги разделились в этом вопросе на два противоборствующих лагеря. Одни утверждают, что пациенты с DID существуют и нуждаются в специальной терапии, другие же называют этот диагноз выдумкой и способом получить деньги на лечение от страховых компаний.

Российские психиатры в большинстве своём не признают феномен множественной личности и предпочитают в подобных случаях ставить диагноз «шизофрения».

Родом из детства

Согласно результатам исследований, основной причиной диссоциативного расстройства идентичности является тяжёлое эмоциональное, физическое или сексуальное насилие в детском возрасте. В момент столкновения с острой травмой ребёнок испытывает большое количество эмоциональной боли, с которой не может справиться, и его психика включает защитный механизм: диссоциацию (восприятие ситуации со стороны, как будто это происходит с другим человеком, — прим. ред.). Именно этот механизм может в некоторых случаях приводить к формированию альтернативной идентичности: насилие словно бы произошло над ней, а не над ребёнком. И при столкновении с последующими травмирующими ситуациями начнут появляться новые идентичности, которые будут лучше справляться со стрессом.

Обычно у людей с таким диагнозом обнаруживают от 6 до 12 идентичностей. Однако известен случай, когда женщина заявляла, что у неё их 300.

Интересно, что идентичности действительно отличаются друг от друга по многим качествам: IQ, характер, почерк, мимика, жестикуляция, голос, показатели ЭЭГ, таланты. Например, согласно источникам, одна из идетничностей Билли Миллигана разговаривала и писала на сербохорватском языке, которого сам он не изучал.

Кадр из фильма «Сплит»

Внешняя разница

Волосы на голове, усы или грудь, конечно, при смене идентичности не вырастут. Но вот голос, мимика, жестикуляция, поведение, тембр речи — всё это меняется.

После истории с Билли Миллиганом появилось очень много желающих «закосить» под больного с DID. Однажды поймали двух мужчин-насильников. Один из них начал доказывать, что имеет несколько личностей. На что психиатр ответил: «Две субличности — это, конечно, неплохо, но обычно у всех по три». После этих слов задержанный сразу же «перевоплотился» в другого человека. Так обман быстро раскрылся, тем более что в доме преступника сотрудники полиции обнаружили книги по психиатрии.

В фильме смены идентичностей прекрасно показаны. Чтобы стать женщиной, МакЭвою достаточно добавить шарф, остальное — актёрская игра.

Всегда ли расщепление личности — признак маньяка?

М. Найт Шьямалан делает действительно подлую вещь. Он демонизирует расстройство, говоря, что человек с таким диагнозом определённо должен быть опасен. Но это не так. В интернете даже есть англоязычный сайт, которые создали люди с DID. Там они призывают прекращать снимать фильмы про то, какие они плохие. Они доказывают всем, что не являются опасностью для общества.

Осторожно, спойлер!

Зверь в финале

Линии двух главных героев — Кейси и Кевина — развиваются параллельно на протяжении всего фильма. А драматическая развязка заключается в том, что Кевин, перевоплотившись в новую личность (Зверя), пожирает двух девочек, убивает психиатра и пытается расправиться с Кейси. Но девушку спасает то, что он обнаруживает на её теле следы от порезов и ожогов от сигарет как свидетельство той страшной травмы, с которой ей приходится иметь дело с раннего детства. Видя эти увечья, убийца щадит жертву и отпускает, называя «особенной и достойной жить». Почему он это делает? Потому что Зверь помешан на ницшеанской идее о Сверхчеловеке. Она заключается в том, что тот, кто пережил боль и страдания, возвышается над всеми остальными. Это утверждение в фильме доводится практически до фашистской идеи, потому что из неё рождается намерение уничтожать всех, кто в эту категорию не попадает.

Из всех персонажей «Сплита» автор явно симпатизирует Кейси. Её драматическая арка действительно любопытна. В конце картины есть мощная сцена, в которой спасшаяся от маньяка девочка сидит в полицейской машине и слышит известие о том, что за ней приехал дядя. В этот момент зритель осознаёт, что для неё весь ужас не закончился, и что Кейси ещё предстоит встреча с реальным злом в своей жизни.

Как бы парадоксально это ни звучало, но я воспринимаю её арку как историю исцеления. Столкнувшись второй раз в своей жизни с ситуацией насилия, Кейси вдруг понимает, что она не слаба, и что её травма — это сила. Благодаря ей она выживает. Возможно, именно это осознание изменит ту ситуацию, в которой девочка находится много лет, живя со своим дядей. В фильме на это есть только намёк. Его мы видим во взгляде полицейской, которая уловила в глазах Кейси нежелание ехать домой.