Профессор Зураб Кекелидзе: кризис неминуемо приведёт к росту числа суицидов

   
   

«Главное – успеть!» – подобного девиза придерживаются не только спасатели МЧС, но и их коллеги из Научно-методического центра медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.

Без их профессиональной помощи нынче не обходится ликвидация практически ни одного чрезвычайного происшествия в нашей стране. Чем живет сегодня уникальная служба? Как отразились на нашем душевном здоровье потрясения и катаклизмы последнего времени? Об этом и многом другом – наша беседа с доктором медицинских наук, профессором, заместителем директора ГНЦ им. В. П. Сербского Зурабом Кекелидзе.

Ожог души

«AиФ»: – Зураб Ильич, вы – один из создателей отечественной системы неотложной психолого-психи­атрической помощи людям, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, будь то землетрясение или падение самолета, пожар или взрыв. За многие годы существования вашей службы в ее работе многое изменилось?

Зураб Кекелидзе: – Она постоянно совершенствуется. Каждое новое ЧП обязательно привносит в нашу работу что-то новое.

«AиФ»: – Чернобыль, Спитак, взрывы домов в Москве, захват заложников на Дубровке, Беслан, недавний пожар в Перми… Когда было труднее всего?

З. К.: – Сложно сказать. Везде было непросто. Но, пожалуй, горячее всего нам пришлось в Беслане, где нужно было решать сразу множество сложных и подчас самых неожиданных задач. Кстати, нашу работу в Беслане очень высоко оценили наши американские и английские коллеги. У нас в Центре и сейчас есть группа сотрудников, настоящих профессионалов, способных в любой момент выехать на место ЧП в любую точку нашей страны.

   
   

«AиФ»: – Какова основная задача вашей службы в зоне бедствия?

З. К.: – Не допустить хаоса, снять панику, помочь получившим тяжелую психическую травму людям вернуть целостную картину, казалось бы, разрушившегося мира, облегчить полученный ими стресс. И не допустить психологического заражения других людей. Конечно, каждый конкретный случай требует своего алгоритма действий. Но базисный план мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, конечно, есть. В первую очередь – это организация круглосуточной работы телефона «горячая линия», приема психиатра, психотерапевта и психолога, выездной лечебно-конcультативной бригады помощи на дому и стационарного отделения. Все эти четыре модуля создаются на месте ЧС с первого же дня. Дальше наша задача – подготовить местных врачей и передать им пострадавших, обеспечить преемственность в помощи.

«AиФ»: – Говорят, поначалу на «горячую линию» поступает до 300 звонков в день…

З. К.: – Да. И в них есть определенная закономерность. Пока волна душевной боли не набрала своей силы, первые звонки, поступающие на «горячую линию», – как правило, информационного порядка. Люди пытаются узнать, что произошло? На второй день начинают звонить родственники пострадавших, на третий – сами пострадавшие с жалобами на страхи, плохой сон и т. д. И лишь на восьмой день количество звонков снижается до обычного уровня – 25–30 звонков в день.

ЧП индивидуального масштаба

«AиФ»: – А в мирное время на «горячую линию», постоянно действующую в ГНЦ им. В. П. Сербского, сколько звонков поступает?

З. К.: – От 10 до 30 в сутки. Звонят со всех уголков бывшего Советского Союза. Даже из-за границы.

«AиФ»: – С какими проблемами обращаются?

З. К.: – Когда нет массовых ЧС, большая часть звонков касается семейных конфликтов – взаимоотношений с супругами, детьми. Или, например, звонит человек и жалуется на то, что боится ездить в лифте и всю жизнь от этого мучается, хочет узнать, болезнь это или нет?

«AиФ»: – И чем вы можете этим людям помочь?

З. К.: – Сориентировать в сложной ситуации, рассказать, в какую службу и к какому специалисту обратиться. Ну и естественно, провести психотерапию.

«AиФ»: – Представляю, сколько у вас на «горячей линии» завсегдатаев…

З. К.: – Так называемые «зависающие» абоненты есть на всех «горячих линиях» и телефонах доверия. У нас их меньше всего – до 5%, в то время как на других линиях – до 30%. Почему? Потому что наша «горячая линия» предназначена все же для чрезвычайных, самых острых ситуаций и пока мы будем длительно уделять внимание одному человеку, мы можем пропустить более острую, неотложную ситуацию. Как врачи и профессионалы мы должны работать на опережение.

Испытание кризисом

«AиФ»: – Зураб Ильич, недавно все мы пережили экономический кризис. Как, на ваш взгляд, больно он по нам ударил?

З. К.: – А мы его еще не пережили. Ведь что такое кризис – это социальная чрезвычайная ситуация, которая тем не менее имеет свою психологическую составляющую и развивается по тем же законам, что и чрезвычайная ситуация, связанная с природными катаклизмами. Вообще, когда говорят о социально-экономическом кризисе, это в первую очередь – психологическая проблема. Ведь, если разобраться, что случилось: упал метеорит или саранча напала на весь мир и уничтожила все продукты? Нет! Ничего подобного не произошло. Произошло нарушение психологической структуры взаимодействия людей.

«AиФ»: – Это будет иметь свои последствия?

З. К.: – Несомненно. Ведь кризис – это тяжелый стресс, который неминуемо даст рост количества суицидов и депрессий (они уже сейчас, по данным ВОЗ, занимают второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний). Хотя, объективности ради, надо сказать, что нынешний кризис мы встретили все же с меньшими психологическими потерями, чем кризис 1998 года, к которому подавляющее большинство наших граждан оказались абсолютно не готовы. Сейчас уже нет той растерянности, какая была тогда. Сейчас все хорошо знают: в экономический кризис в первую очередь нужно рассчитывать на себя.

Познай себя!

«AиФ»: – В своих выступлениях в прессе и на телевидении вы часто говорите о необходимости психогигиены…

З. К.: – Которую нужно начинать уже в школе. И в этом плане многое предстоит сделать. А начинать надо знаете с чего? Надо написать в дополнение к школьному учебнику «Анатомия и физиология» «Психологию человека». И мы его пишем. Но написать – мало. Нужны специалисты – преподаватели психологии, которые объяснят ребенку, что такое период «гадкого утенка», что такое первая любовь и почему она часто бывает несчастной… Эту идею нашего Центра уже поддержал министр образования Фурсенко.

«AиФ»: – Вы думаете, это даст свои плоды?

З. К.: – Обязательно! Ведь размер своей ноги знает каждый человек. А что он знает о своей психике, о своих возможностях? Неплохо бы иметь понятие о них тем, кто вступает в брак, идет устраиваться на работу, кто решается взять кредит в банке: а сможет ли он выдержать многолетний марафон, в течение которого и он, и его семья должны быть максимально стабильны, чтобы суметь вернуть взятые в кредит деньги?

Кстати, у нас в Центре уже разработана специальная программа для автомобилистов, благодаря которой можно вычислить, как поведет себя человек в ДТП – скроется с места аварии или будет оказывать помощь пострадавшим.

«AиФ»: – А может, возродить учения по типу курсов гражданской обороны, которые раньше проходили в каждой школе, на каждом предприятии?

З. К.: – Такие учения регулярно проводятся и сейчас для сотрудников соответствующих служб. А рядовым гражданам нужно просто при любых обстоятельствах стараться держать себя в руках, не терять головы, уметь прислушиваться к себе и знать, куда надо, а куда не надо ввязываться, где предел их возможностей. Так же и в работе. Надо отдыхать, спать не меньше восьми часов в день. Если необходимо, взять паузу, переключиться на что-то другое. Быть трудоголиком – это совсем не здорово…

«AиФ»: – Ну, вы-то как раз в этом плане – не самый хороший пример для подражания (наш разговор происходит в 21.00 в кабинете Зураба Ильича). Говорят, ваш рабочий день длится до позднего вечера…

З. К.: – (Улыбается.) Ну, я умею восстанавливаться. Я же профессионал. И потом, я люблю свою работу. Моя профессия – самая азартная на свете!

Смотрите также: