Онкологи держат ответ. 5 важных вопросов про рак

пресс-служба ЧОКЦО и ЯМ / АиФ

АиФ.ru попросил врачей-онкологов ГКОБ № 1 г. Москвы ответить на 5 популярных вопросов про онкологические заболевания.

   
   

В чем причина рака: в генах, инфекциях или все-таки образе жизни?

Отвечает врач-онколог, заведующая отделением диагностики и лечения заболеваний молочной железы Вера  Диденко:

— Одного ответа на этот вопрос не может быть, потому что причины, вызывающие развитие злокачественных опухолей в организме, очень многообразны. В первую очередь это заболевание связано со спонтанно возникающими генетическими мутациями: поломками в ДНК клеток, вследствие которых в организме и образуются опухоли. Также существуют наследственные формы рака. В этом случае те или иные виды опухолей передаются из поколения в поколение по мужской или женской линии. Существуют также злокачественные опухоли вирусной природы (в частности, к ним относится рак шейки матки). Имеет значение и неправильный образ жизни, в первую очередь — вредные привычки, такие как курение и злоупотребление алкоголем, а также неправильное питание, гиподинамия, и как следствие, лишний вес. Но чаще всего одной конкретной причины не бывает, ведь, как правило, к  развитию злокачественной опухоли в организме приводит целый комплекс факторов.

Какие исследования помогут «поймать» рак вовремя? Какое из исследований самое информативное?

Отвечает заведующий отделением онкологии и торакальной хирургии  Юрий Есаков:

— На сегодняшний день не существует идеального алгоритма обследования на все виды онкологических заболеваний. Однако есть специальные, так называемые скрининговые исследования, которые помогают выявить определенные виды рака (в том числе на ранних стадиях) у людей в группах риска. К таким исследованиям относятся:

  • низкодозовая компьютерная томография (помогает исключить рак органов грудной клетки, прежде всего — рак легких);
  • эндоскопические исследования, такие как гастроскопия и колоноскопия (используются для исследования органов желудочно-кишечного тракта);
  • анализ кала на скрытую кровь (служит для выявления ранних форм  злокачественных опухолей колоректальной области);
  • УЗИ органов малого таза (чтобы исключить наличие опухолевых новообразований органов малого таза и женской репродуктивной сферы);
  • маммография (назначается пациенткам группы риска, то есть женщинам начиная с 40 лет, для исключения самого частого женского рака — молочных желез).

Часто приходится слышать о чудесных исцелениях от рака. С другой стороны, известно, что рецидивы опухоли могут возникать даже спустя годы после успешного вроде бы лечения. Так рак излечим или нет?

Отвечает заведующая отделением онкологии и реконструктивно-пластической хирургии молочной железы Мария Ермошенкова:

— Пусть и с оговорками, но сегодня на этот вопрос уже можно ответить, что рак, действительно излечим. Опухоли, выявленные на ранней стадии (I и II), в большинстве случаев поддаются эффективному лечению. И на сегодня в мире существует множество людей, успешно излечившихся от этого заболевания. Например, безрецидивная пятилетняя выживаемость (это в онкологии практически приравнивается к излечению) при раке молочной железы, выявленном на I стадии, достигает 99%. Но, чтобы не запустить заболевание, необходимо сделать акцент на скрининговых мероприятиях. Только при своевременном выявлении рака можно говорить о победе над ним. Конечно, когда пациент обращается к онкологу на запущенной стадии, когда уже происходит распад опухоли или возникает угроза кровотечения, то говорить о радикальном лечении невозможно. Тем не менее врачи все равно будут помогать такому больному и сделают все возможное, чтобы облегчить его состояние и продлить жизнь, но в этом случае медицинская помощь будет возможна только в рамках паллиативного лечения.

   
   

Если рак был выявлен на ранней стадии, то после удаления опухоли о болезни можно будет забыть?

Отвечает заведующий отделением онкогинекологии Сергей Анпилогов:

— Не все так однозначно. В каких-то случаях можно говорить о полном излечении, в каких-то — нет. Например, если опухоль обнаружена на ранней стадии, то благодаря одной лишь хирургии часто удается излечить пациента. Однако сегодня принято рассматривать рак в более широком смысле, не как исключительно хирургическую патологию, а как системное хроническое заболевание, лечение которого требует комплексного подхода. К сожалению, как и при любом хроническом заболевании, не исключена возможность рецидива. И даже при полном удалении опухоли и проведении дальнейшего адекватного лечения мы не можем гарантировать отсутствие в дальнейшем прогрессирования заболевания. Конечно, вероятность развития рецидива у того или иного пациента неодинакова. Она может существенно отличаться в зависимости от разных моментов. Прежде всего она зависит от распространенности опухолевого процесса и адекватности проведенного лечения. Однако вне зависимости от того, на какой стадии было обнаружено заболевание и какое лечение было проведено (только хирургическое или комплексное), пациентам требуется дальнейшее динамическое наблюдение у онколога на протяжении всей жизни.

Почему у одних больных раком после операции все становится хорошо, а у других прооперированных на той же стадии происходят рецидивы? Может, дело в стрессах?

Отвечает хирург-онколог, заведующий отделением общей онкологии, доктор медицинских наук Владимир Лядов:

— Стресс не может стать причиной мутаций в клетках, то есть он не может стать толчком для начала развития рака, но зато он вполне может спровоцировать рост уже имеющихся раковых клеток в организме. Несмотря на то, что бывает агрессивный, стремительно растущий рак, чаще всего этот процесс длится очень долго. Проводились специальные исследования на основе математического моделирования, которые показали, что для развития минимального объема опухоли до распространенной опухоли нужно от 5 до 15 лет. Это время нужно для накопления в клетках того числа мутаций, которые способны привести к взрывному росту опухоли и появлению видимых макроскопических метастазов. Вероятность метастазирования во многом зависит от самой опухоли, ее биологии. Например, раньше считалось, что рак молочной железы — это единое заболевание. И врачам было непонятно, почему одну женщину прооперировали, и она долгие годы остается здорова, а у другой уже через полгода после операции весь организм поражен метастазами. Именно рак молочной железы стал для ученых моделью канцерогенеза, на которой они изучали законы развития опухоли. Сегодня уже хорошо известно, что рак молочной железы (РМЖ) — не одно, а множество самых разных заболеваний, которые друг от друга отличаются по особенностям и динамике роста опухолевых клеток, и, конечно, по лечению. Сегодня выделяется как минимум 5 главных подтипов РМЖ, но на самом деле каждая опухоль индивидуальна. И онкологи стараются учитывать все эти особенности и подбирать каждому пациенту персонифицированное лечение.