Премьер Мишустин поручил ФАС до 1 февраля проверить обоснованность стоимости ПЦР-тестов.
Эта мера вошла в план правительства по борьбе с «омикроном», в рамках которого проверят качество медпомощи больным ковидом. Удастся ли сдержать аппетиты бизнеса?
Рост цен может быть вызван и вполне объективными причинами – повышенный спрос при ограниченном предложении всегда влечёт повышение стоимости. Тем более время действия ПЦР сократили до 48 часов. Но не исключено, что компании, которые производят ПЦР-тесты, продают их и оказывают услуги по тестированию, сговорились между собой и повысили цены. Если это так, то есть основания для проверки ФАС. Когда сговор доказан, для компании это влечёт ответственность в виде штрафов в размере до 15% от оборота на рынке, где совершено правонарушение. А для руководства может наступить и уголовная ответственность.
Доказать и привлечь к ответственности непросто. Если бы никаких объективных причин для роста цен не было, то ответ мог бы быть – картель есть. Как с продуктами. Дефицита той же гречки на рынке нет. Повышенного спроса – тоже. А цена растёт.
В случае же с медуслугами объективные предпосылки для роста цен есть. Но вот вопрос: на сколько при этом они могут вырасти – на 20 или на 100%? Тем более что дефицита ПЦР-тестов в РФ нет. В основном они импортные. А закупочные цены (мировые) не изменились. Так что тут ещё один вопрос добавляется: кто именно завышает цены? Вполне может быть, что компании, если они недобросовестные, воспользовались ситуацией и договорились: давайте поднимем стоимость на все 200%. Людям деваться некуда, всё равно заплатят.
Государство, пытаясь ограничить аппетиты бизнеса (для которого прибыль всегда важнее нравственных категорий), должно действовать не только запретительными мерами, но и стимулировать развитие конкуренции. К примеру, увеличить госзакупки ПЦР-тестов по рыночным ценам (но по адекватным, а не по завышенным). Для граждан тестирование в поликлиниках будет бесплатно. И, как только у населения появится альтернатива – бесплатно делать ПЦР-тест или за деньги, – коммерсанты вынуждены будут снижать цены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции