Учимся читать

Екатерина Скородинская. © / Из личного архива

На подмосковной даче прозвучало имя Тараса Бульбы. Сын – дитя эмигрантов и «ничего не знающий американец», проводящий там лето, – спросил: «Это тот, который с пропеллером?» Всем стало ясно, что мальчик Гоголя вдали от Родины не читал, а о Карлсоне только слышал. В свое оправдание могу сказать, что у сына еще все впереди и Гоголя он прочитает. Мне хочется, чтобы и Гоголя, и Чехова мои дети читали. А истории про Карлсона, уж ладно, можно и пропустить.

   
   

…Старшая дочь приехала на пару дней из университета, привезла с собой книжку «Логические и математические задачи». Читает их, решает и мне задает. Читает и другое, но многое из курса «Родная литература» пропущено. Поэтому, когда она собралась в обратный путь, я ей в дорогу дала аудио­книгу «Дама с собачкой» – подарок подруги из Москвы.

– В машине послушаешь, даже и читать не надо, – уговаривала я. Дочь отказывалась, говорила, что слова отвлекут ее от дороги, что она за рулем крепче музыки ничего не слушает. Но все-таки взяла и уехала. Через час звонит, спрашивает:

– Мам, где второй диск?

– ?..

– Там история не закончена, обрывается. Я остановилась на месте «… до конца еще далеко-далеко, и самое сложное и трудное только еще начинается».

Я говорю:

   
   

– Это конец истории. Никакого продолжения там нет.

– Как?!

– Вот так.

Расстроилась. Даме с собачкой всего 22 года, и хотелось бы знать, что же было с ней дальше. Случился ли развод и как он прошел? Большой ли разразился скандал, как вел себя муж фон Дидериц и жена Гурова с густыми бровями? Без проблем ли поделили доходные дома в Москве и кому достался шпиц? Дочке говорю: «Это же Чехов! У него почти всегда так, он точку поставил, а ты думай, что хочешь. Законченные истории – вон их сколько, тома, чемоданы с продолжением, написанные трудолюбивой рукой. А незаконченных, да таких вечных, много меньше».

Будь у меня выбор, предпочла бы жить короткими рассказами, а не романами, останавливаться на самом тяжелом, бытовом месте. Жить до тех пор, пока ты сам по себе человек, а не пленник других людей, обстоятельств и законов. Хотя про это тоже интересно читать и много такого написано. У Толстого вон все книги доведены до конца. До поезда. А Чехов свою Даму пожалел, как доктор больную.

Дочь моя недавно позвонила и сказала, что в местном магазине, где оказалась полка с русскими книгами, она купила сборник рассказов Чехова и все прочитала за один день, запоем. И вопросов, будет ли продолжение, больше не задавала.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: