Предсказамус настрадал

Виктор Ханыков. © / Из личного архива

Виктор Ханыков, врач-психиатр НИИ психиа­трии:

   
   

- Нет сомнения, что в случаях сбывшихся примет, знамений, предсказаний работают все версии объяснений. Случайно­стей много - их легко подо­гнать под заданный сценарий, если знамение констатируется задним числом.

Скажем, пришла война, и люди вспоминают: «Точно - грибов в тот год уродилось много». Но в истории остались только те случаи, когда действительно что-то после чего-то про­исходило: какая-то эпидемия началась после явления кометы.

А если после другой кометы ничего не случалось, никто об этой комете и не вспомнит. Однако у потомков формируется впечатление, что некие явления действительно вызывают социальные или личные беды, то есть возникает компонент самовнушения. 

А самовнушение уже дейст­вительно может стать причиной изменений жизненных обстоятельств. Ведь это программа. Все помнят об Иване Грозном, но вот пример по­ближе - мгновенная гибель людей при «ложных расстрелах», практиковавшихся в фашистских застенках (особая пытка, когда людей выводили на расстрел, но не расстреливали. - Ред.).

Мозг способен осуществить даже программу смерти, если она сильна и безальтернативна.

 

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции