Почему терапия должна быть специализированной?
Многим может показаться, что пет-терапию вполне возможно организовать дома, если есть питомец. На деле же, думать так — ошибка, говорит Галина Черкасова. «Конечно же, пет-терапия отличается от простого наличия дома питомца. Это можно сравнить с походом к профессионалу-психологу, который имеет большой опыт, и общением с подружкой за столом, когда мы делимся какими-то проблемами, просто ищем поддержку. Домашние питомцы, бесспорно, могут оказать нам поддержку, но если мы хотим более квалифицированной помощи, это должно быть специально обученное животное-терапевт», — рассказывает Галина Черкасова.
История направления
История пет-терапии (в России иногда ее называют зоотерапией или анималтерапией) уходит своими корнями в достаточно далекое прошлое. Так, например, одно из самых популярных направлений — канис-терапия (лечение с помощью собак) — датировано 1796 годом, когда в английском графстве Йоркшир была основана больница для душевнобольных. Тогда ее основатели решили пробовать как вариант лечения сострадание, любовь, понимание и доверие вместо смирительных рубашек. И они же определили, что позитивным воздействием на людей обладают собаки — в ответ на общение с ними у больных снижалась агрессия и частота приступов.
Положительно влияние животных отмечали и детские специалисты в своей работе — дети хорошо реагировали на собаку, из-за чего было принято решение использовать хвостатых врачей в практике. Термин «пет-терапия» был впервые употреблен в 1969 году.
Виды терапии и как это работает
Есть несколько разных видов терапии, в зависимости от того, какое животное выступает в виде лекаря. Так, это могут быть следующие варианты, говорит Галина Черкасова:
- фелинотерапия — лечение с помощью кошек (такой вариант редкий);
- канис-терапия — лечение с помощью собак (самый распространенный вид, являющийся родоначальником такого направления терапии);
- иппотерапия — лечение с помощью лошадей;
- дельфинотерапия.
Также специалисты отмечают, что лечить можно и с помощью хомячков, кроликов и многих других животных.
Почему животные взяли на себя такую роль? «Особенность их в том, что они очень тонко чувствуют внутреннее состояние человека, считывают стрессовые реакции через свои природные рецепторы, и еще у них есть способность и чувствительность к запахам, гормональным выделениям, которые другой человек может не заметить, животные же быстро реагируют на них», — говорит Галина Черкасова.
В разных источниках отмечается, что животные могут распознать эпилептический припадок за пару десятков минут до его начала, они тонко настроены на любые изменения, в том числе и злокачественные, а также имеют в составе своей слюны полезные элементы, например, тот же лизоцим (антибактериальный фермент, являющийся антисептиком). Когда человек контактирует с животным-терапевтом, отмечается снижение стрессовых реакций и успокоение на уровне коры головного мозга. Животное контактирует с человеком не через рациональную функцию, как это бывает при контакте с человеком, рассказывает психолог Черкасова. «Когда человек работает с человеком, он анализирует, думает, включает рациональную функцию. А животное, за счет того, что оно лишено возможности рационально мыслить, как это делаем мы, контактирует с человеком через иррациональную функцию, то есть через древнюю природную связь, которая заложена в каждом. И такой глубинный контакт улучшает общее состояние человека», — поясняет Галина Черкасова.
Но, конечно же, терапия должна проводиться под контролем опытного специалиста, чтобы это не было чем-то из разряда «просто погладить животное и получить позитивные эмоции». Человек, сопровождающий процесс, контролирует все, параллельно разговаривает с пациентом и способствует тому, чтобы общение человека с животным было лечебным.
Какое животное может стать терапевтом?
Однако не все могут быть терапевтами. «Чтобы быть терапевтом, животное проходит специальную подготовку, проводится специальное обучение, есть целые курсы для специалистов помогающих профессий, где можно обучиться грамотной работе в плане пет-терапии», — рассказывает психолог Черкасова.
Важно понимать и то, что не каждое животное, например, та же собака, может стать «врачом». Очень часто домашние собаки не являются таковыми. «Чтобы определить, является ли животное терапевтом, есть специальное тестирование, оценивается его высшая нервная деятельность, потому что только при определенных характеристиках оно может быть чувствительно или расположено к человеку. Опять же, возвращаясь к собакам как наиболее частому варианту терапевтов, есть такие, которые направлены только на себе подобных, то есть на других собак. К человеку они особого интереса не испытывают, им нужно только, чтобы их вовремя кормили и поили, обеспечивали теплом и все. Такие собаки терапевтами быть не могут. Или если собака проявляет агрессию по отношению к людям, она тоже не может стать терапевтом — это противопоказание. Есть только определенный процент собак, которые могут принимать участие в лечении», — говорит Галина Черкасова.
Также собаки способны после прохождения специальных обучающих курсов и определенного опыта работы быть более ориентированными в общении с человеком и считаются более универсальными.
В каких случаях подходит такое лечение?
Пет-терапия, отмечает специалист, может применяться довольно широко. «Пет-терапия очень хорошо работает там, где сложно работает психология. Например, для детей очень часто предлагают такой вариант. Например, при повышенной тревожности, синдроме гиперактивности внимания — с такими сталкиваются многие дети», — рассказывает Галина Черкасова.
Кроме того, лечение с помощью животных предлагают при таких диагнозах, как ДЦП, аутизм, при наличии вегетативных нарушений, когда отмечаются нарушения речи и внимания. Когда одного психолога недостаточно, могут подключать и терапию с помощью животных. «Параллельный курс пет-терапии показывает, что улучшения у детей наступают быстро. При взаимодействии ребенка с той же собакой улучшается общая моторика, снижается тревожность. Когда ребенок на специальных занятиях с помощью специальных упражнений налаживает тактильный контакт с животным — это позитивно сказывается на нем. Он может взять такой опыт общения и дальше уже использовать в дальнейшей жизни, когда ему будет нужно. И это окажется эффективнее, чем консультации с психологом», — рассказывает Галина Черкасова.
Работает пет-терапия и со взрослыми. Например, ее можно использовать, если у человека посттравматическое стрессовое расстройство или пережита какая-то мощная драма, советует Галина Черкасова. В Европе и США давно практикуют такой метод, когда нужно помочь человеку, попавшему в какую-то травмирующую ситуацию, например, ЧС, катастрофу. Общения с человеком, даже профессионалом, может быть недостаточно при сильной психологической травме.
Сколько нужно сеансов?
Количество сеансов пет-терапии напрямую зависит от того, каков запрос. «Если у человека ситуация, решаемая в короткий срок, то хватит курса в 10 сеансов. Сеансы по длительности как стандартная консультация с психологом — 50 минут-час. При соблюдении таких условий можно будет отмечать какие-то глубинные изменения. А вот если обращение с более серьезными нарушениями — проблемами речи, задержкой психо-речевого развития, аутизмом — может потребоваться более длительная работа: полгода-год», — отмечает психолог Черкасова.