«Женский рак молодеет». Онкогинеколог о том, как защититься от опухолей

Среди опухолей женской репродуктивной системы лидирует рак молочной железы. Другие опухоли встречаются реже, но они не менее опасны.

   
   

Наш эксперт – врач-онколог, гинеколог, хирург, заведующая отделением онкогинекологии УКБ № 4 Сеченовского университета Минздрава РФ доктор медицинских наук, профессор Наталья Левченко.

В зоне риска

Елена Нечаенко, aif.ru: Наталья Евгеньевна, какой самый частый вид рака у женщин после рака груди?

Наталья Левченко: На 2021 г. в структуре онкологической заболеваемости рак тела матки составлял 8,1%, шейки матки – 4,9%, яичников – 4,2%, что выше, чем в предыдущие годы. Это связано не только с ростом заболеваемости раком в целом, но и с улучшением диагностики.

– Врачи часто жалуются, что больные приходят поздно. Онкогинекология не исключение?

– Ситуация, к счастью, меняется. Пациентки с раком шейки и тела матки сегодня значительно чаще приходят к нам на ранних стадиях опухолевого процесса. Среди них 90% с пятилетним прогнозом выживаемости.

Но есть другая серьёзная проблема: рак шейки матки (РШМ) значительно помолодел. Если раньше его, как правило, выявляли у пожилых женщин, то сегодня много пациенток младшего и среднего репродуктивного возраста. Скорее всего, это связано с ранним началом половой жизни и нежеланием применять методы барь­ерной контрацепции. Итог женских воспалительных заболеваний – сначала дисплазии, потом и рак.

   
   

– Доказано, что рак шейки матки – инфекционное заболевание. Значит, им можно заразиться?

– Рак шейки матки дейст­вительно связан с вирусом. Ещё 15 лет назад немецкий учёный Харальд цур Хаузен получил Нобелевскую премию за открытие взаимосвязи между вирусом папилломы человека (ВПЧ), который передаётся половым путём, и развитием этого и некоторых других видов рака. Но заразиться раком нельзя.

– Раком эндометрия чаще болеют молодые или пожилые женщины?

– Этот диагноз характерен для пациенток, имеющих сопутствующую эндо­кринную патологию, страдающих метаболическим синдромом, т. е. триа­дой заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, ожирение. У таких женщин высок риск заболеть раком эндометрия именно в молодом возрасте.

Главная проблема

– Какая самая большая проблема онкогинекологии?

– Рак яичников. При этом заболевании 65–80% пациенток приходят уже на III–IV стадиях, а частота рецидивов составляет 70%. Это «молчащее» заболевание, и пациентки начинают чувствовать его только тогда, когда у них начинает увеличиваться в объёме живот, где накапливается жидкость (возникает асцит). Но, к сожалению, это уже говорит о распространённой стадии опухолевого процесса. Излечить рак яичников чаще всего невозможно, хотя его можно контролировать, продлевать безрецидивный период. Бόльшая часть пациенток переживает пятилетний рубеж после лечения. Но затем многих из них настигает рецидив, от которого они погибают. Тем не менее это не значит, что лечить рак яичников бесполезно. Наоборот, он хорошо реагирует на химиотерапевтические препараты нового поколения.

– Какие методы сегодня применяют для лечения онкогинекологических заболеваниий?

– Используют все методы – от ультраконсервативных операций с сохранением репродуктивной и гормональной функций (возможно на ранней стадии) до обширных комбинированных хирургических вмешательств при распространённых опухолевых процессах. Операции проводят лапароскопическим, лапаротомным, трансвагинальным доступом, активно применяют роботохирургию. Но эффективность лечения в онкогинекологии (как и в онкологии вообще) зависит в первую очередь от того, насколько комп­лексным было лечение. Мы у себя придерживаемся междисциплинарного подхода. Еженедельно проводим онкоконсилиумы, где команда онкологов-хирургов, химиотерапевтов и радиологов обсуждает каждого пациента, составляет индивидуальный план лечения, исходя из действующих клинических рекомендаций.

Сохранить надежду

– Можно ли сохранить репродуктивную функцию при раке матки? 

– На начальной стадии можно. Мы лечим таких пациенток консервативно, с помощью гормонотерапии на протяжении года, затем даём возможность забеременеть самостоятельно либо с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Есть возможность получить и сохранить яйцеклетки перед началом химиотерапии, чтобы женщина впоследствии смогла ими воспользоваться и родить ребёнка. Сохранить репродуктивную функцию удаётся и при пограничных опухолях. Но, несмотря на развитие медицины, любое нерадикальное лечение потенциально связано с риском рецидива и возможно только под тщательным конт­ролем онколога.

Важно!
В онкологии выживаемость измеряется числом пациенток, переживших пятилетний срок после лечения. При I стадии рака шейки матки выживаемость составляет 65–90%, при II — 60–75%, при III — 30–50%, при IV — менее 20%. Рак тела матки в большинстве случаев выявляют на I стадии, и тогда выживаемость составляет 96%. Если рак распространяется в регионарные лимфатические узлы и соседние органы, выживаемость будет 70%, если есть отдалённые метастазы, то лишь 18%.

– Как защититься от рака женской половой сферы?

– Многое зависит от генетики. Если у женщины есть «семейный» рак или она является носителем мутированного гена, который провоцирует рак молочной железы и яичников (BRC1 и BRC2), риск развития онкологии репродуктивной системы довольно высок. При такой наследственности необходимо более частое наблюдение. Женщин, заболевших раком в молодом возрасте, мы обязательно направляем на генетическое исследование для выявления мутаций.

Рак эндометрия провоцирует совокупность факторов: малоподвижный образ жизни, питание с высоким содержанием углеводов и жиров, вызывающее ожирение и артериальную гипертензию. У таких пациенток жировая ткань формирует депо эстрогенов, на фоне их избытка возникают гормональные нарушения и, как след­ствие, гормонозависимые опухоли.

Основная профилактика рака шейки матки – вакцинация против ВПЧ, в том числе мальчиков, которых прививка защищает от развития аногенитальных кондилом, рака полового члена и ряда других заболеваний, ассоциированных с ВПЧ.