Ясен мозг. Как сохранить и развить память в пожилом возрасте

Главный способ борьбы с Альцгеймером – как уже подт­верждённым, так и в диагностическом плане – это, конечно, тренировать собственный мозг.

   
   

Мы собрали ряд нетривиальных советов, как защитить себя от самого неприятного признака приближающейся старости – ухудшения памяти.

Пишем от руки

Письменная речь – сложный психологический процесс, выполняющий важнейшую роль в развитии личности, эмоциональной и волевой её сферах. Современные данные подтверждают, что когда мы пишем от руки, то в большей степени это обеспечивается работой мозга, а не зрением, например, и не просто движением пальцев руки. Почему при любом удобном случае надо отказаться от использования клавиатуры компьютера, памяти телефона и сделать записку от руки? Объясняет психолог Мария Меркулова.

Причина 1. Запоминаем

Когда мы пишем от руки, включается часть мозга, которая отвечает за психо­моторную функцию. Мы не просто смотрим на буквы как на знаки, но и подключаем к этому процессу двигательную активность. Это помогает лучше запоминать информацию. Не зря раньше все мы писали конспекты. Когда вы печатаете на компь­ютере, вы как бы действуете на автомате, особо не задумываясь, на какую клавишу нужно нажать. Написание текста от руки – совсем другое дело.

Причина 2. Прорабатываем эмоции

Психологи рекомендуют писать о своих переживаниях на бумаге именно от руки, поскольку таким образом снимается психоэмоциональное напряжение. Аналогичный эффект мы получаем, когда читаем бумажные книги, – они в отличие от своих цифровых аналогов успокаивают наш мозг. Я бы всем рекомендовала вести дневник. Особенно это актуально для пожилых людей и подростков. И вообще это хорошая привычка для человека в любом возрасте, поскольку вы не дер­жите в себе негативные эмоции и переживания, которые накопились, а освобождаетесь от них с помощью письма. Безусловно, не нужно писать только о чём-то плохом, но обязательно стоит фиксировать все хорошие события.

   
   

Причина 3. Включаем воображение

Письмо от руки включает правое полушарие, которое как раз отвечает за образное мышление, художественное восприятие, за эмоции, а не за логику, как левое. Это означает, что тексты будут более эмоциональными, творческими. Можете провести такой эксперимент: напишите два сочинения на одинаковую тему, только разными способами – одно на компьютере, другое от руки. Скорее всего, у вас получатся два разных текста.

Причина 4. Улучшаем грамотность

Когда вы пишете от руки, нет никаких автозамен. Никто, кроме вас, не следит за орфографией и пунктуацией. Современных школьников очень сложно убедить в необходимости изучать русский язык: они не понимают, зачем им это надо, когда гаджет исправит все ошибки. Но, по сути, это то же самое, что и, например, здоровому человеку постоянно ходить с костылём.

Причина 5. Заботимся о мелкой моторике

Мелкая моторика развивается не только когда мы пишем. В такие моменты происходит взаимодействие полушарий, и высшие психические функции лучше развиваются. Но если мы говорим о маленьких детях, то у них всё это происходит в быстром темпе. У взрослого человека процесс происходит медленнее (и всё же он запускается, что очень важно!). Это прекрасная профилактика болезни Альцгеймера, ведь вы поддерживаете своё внимание и память на должном уровне.

Причина 6. Развиваем устную речь

Современные исследования указывают на связь письма с уст­ной речью. Когда мы пишем, то развиваем устную речь, произвольное владение ею, способность к аналитической деятельности.

Учим иностранный

Иностранные языки обычно учат, чтобы применить их на практике. Если никуда ехать не собираешься, то нужен ли он? Оказывается – да. Как определили учёные, изучение иностранных языков позволяет человеку развивать мозг, а также защищаться от деменции. В чём же их польза и какие языки могут быть более полезными?

Почему язык даётся сложно?

«Несомненно, есть люди, которым изучение языков даётся легко и просто. Но встречаются и те, кто с трудом их осваивает, зато проявляет себя успешно в каких-то иных видах деятельности. Нель­зя однозначно сказать, что у первых мышление и память лучше, а вторые – неудачники», – отмечает психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Святителя Луки Елена Макарова.

По словам психолога, на процесс изучения влияет много факторов. «Например, если основной формой работы по усвоению языка в дошкольном возрасте будет игровое или бытовое общение, то ребёнок достаточно быстро воспримет язык. А если мы посадим дошкольника за парту учить слова по картинкам, замечать ошибки и постоянно их исправлять, то скорее это приведёт к протестным реакциям и снижению мотивации. Но если между ними мы сможем создать интерес, увлечение, ощущение лёгкости и успешности процесса, то тогда изучение иностранных языков может привести не только к развитию памяти, но и к выстраиванию гармоничных отношений между взрослым и ребёнком, к удовольствию от совместной наполненной и радостной жизни», – говорит Елена Макарова.

Польза в любом возрасте

При этом изучение иностранных языков важно не только для детей. Взрослые имеют свою пользу от этого процесса. «Например, если человек перенёс инсульт и ему нужно восстановиться. Также для людей пожилого возраста это хорошо подходит, так как у них есть доброкачественные проблемы: забывчивость, изменение внимания и т. д.», – отмечает кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог высшей категории Алексей Мелехин. Польза от изучения языков в данной ситуации связана с тем, что так формируются новые ассоциативные связи, ведь одной из форм реабилитации для людей в возрасте является изучение новых слов и расширение словарного запаса.

Языки помогут на начальной стадии болезни Альцгеймера, а также при старте деменции, когда можно с помощью такого обучения снизить активность патологических процессов. Изучение иностранных языков стимулирует нейрогенез – формирование новых нервных клеток. Соответствующие исследования уже доказали эффект такого метода. Кроме того, формируется способность смотреть на ситуацию под разными углами.

Сколько языков учить

«Лучше учить три языка и более, это позволит сформировать более глубокие связи и маркировать поведение человека по-разному», – советует Алексей Мелехин. Какие выбирать – стандартные: типа французского, испан­ского, английского? Или более сложные: японский, китай­ский, арабский и т. д.?

«Дело не в том, что сложнее, а в том, что новее и интереснее. Когда человек сталкивается с чем-то, что относится к категории «мозг сломаешь», это замечательно. И как раз профилактикой когнитивных проблем является изучение таких языков, как японский, корейский, арабский, хинди», – отмечает Мелехин.

Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом