Возможности человеческого иммунитета открывают новую страницу в борьбе с одним из самых мифологизированных заболеваний: вирусом иммунодефицита человека. Согласно последним данным, в России число ВИЧ-положительных составляет почти 1,5 млн человек, 62% из них заразились через гетеросексуальный контакт. При этом из числа носителей вируса менее половины регулярно принимают специальные препараты — антиретровирусную терапию, — которые позволяют жить с ВИЧ как с обычным хроническим заболеванием.
По данным UNAIDS, c 2004 года смертность от ВИЧ, благодаря повсеместному введению протоколов АРВТ, снизилась более чем на 50% и продолжает снижаться. Люди, достигшие минимальных показателей вируса в крови (так называемой вирусной нагрузки), могут вести обычную жизнь, не боясь передать вирус партнеру или ребенку.
Что такое антиретровирусная терапия (АРВТ)?
АРВТ — это противовирусные препараты, которые подавляют вирус иммунодефицита и не дают ему размножаться. Дело в том, что ВИЧ по своей природе обладает чрезвычайно высокой мутагенностью, то есть способностью постоянно меняться, вырабатывая резистентность к терапии, особенно если лекарства принимаются нерегулярно или в недостаточных дозах. Применение одновременно трёх-четырех препаратов позволяет эффективно подавлять не только имеющуюся в организме разновидность вируса, но и мутантные формы, появляющиеся во время болезни. При этом таблетки важно принимать ежедневно, в одно и то же время, без пропусков и самостоятельного увеличения/снижения дозировки. Помимо этого, комплекс препаратов может вызывать довольно серьезные побочные действия: от относительно безобидных вроде головокружения, нарушений концентрации, расстройства ЖКТ до довольно серьезных (повышение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, нарушения работы печени и развитие депрессивных состояний). Все это создает довольно большую нагрузку на ВИЧ-положительных людей, в результате многие отказываются от терапии или принимают ее от случая к случаю.
Сегодня большая часть препаратов для АРВТ входят в перечень ЖНВЛП, финансируются из федерального и — частично — региональных бюджетов здравоохранения и выдаются пациентам бесплатно в СПИД-центрах или инфекционных больницах. Часто случаются перебои с поставками лекарств, которые специалисты связывают с неэффективностью существующей схемы финансирования, требующей пересмотра, недоступностью в России некоторых форм дженериков и отсутствием препаратов в свободной продаже.
Новые решения
В мире постоянно проводятся эксперименты по поиску способов полного излечения от ВИЧ. Врачи пробовали пересаживать костный мозг: это сложная и дорогостоящая манипуляция, при которой человек несколько месяцев живет в стерильном боксе. Из 38 человек полностью вылечить удалось троих: с одной стороны, более чем скромный результат, с другой — он демонстрирует, что вылечить вирус все-таки можно.
Кроме того, широкие возможности открывают расшифровка человеческого генома, генотерапия и молекулярная биология, однако все опыты пока проводятся in vitro, до стадии in vivo пока не дошли.
Сегодня вводятся новые режимы терапии, когда вместо трех-шести таблеток пациент может пить всего одну в день, содержащую все необходимые компоненты, которые борются с вирусом, а также преодолевают его сопротивляемость к АРВ-препаратам. Кроме того, препараты нового поколения хорошо переносятся, имеют очень мало побочных эффектов. Естественно, такой комбинированный препарат очень удобен для пациентов, что, безусловно, повышает их приверженность к лечению. Исключение устаревших типов препаратов снижает риск развития нежелательных явлений и отдаленных последствий АРТ.
При этом важно, чтобы подбором схемы занимался врач: в зависимости от вирусной нагрузки, степени мутации ВИЧ и стадии заболевания он выберет нужную. Однако исследования показали, что эффективность усеченной терапии ничуть не ниже, чем у привычной.
ВИЧ победим?
Эксперты сходятся во мнении, что полностью победить вирус в обозримом будущем, скорее всего, получится. Уже сегодня при раннем выявлении ВИЧ-положительного статуса и немедленном старте АРВТ люди могут вести совершенно нормальную жизнь: работать, рожать детей и счастливо жить до старости. Конечно, некоторые сопутствующие заболевания при ВИЧ проявляются быстрее, но если речь идет о десятках лет жизни, то это довольно приемлемый компромисс.
Сегодня ВИЧ — это не приговор. Он похож на астму или диабет: неизлечим, но уже не смертелен. Остается надеяться, что в ближайшее время врачам удастся остановить эпидемию. По крайней мере, основания для этого весьма убедительные.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом