Рискуют все?
Наталья Тимашова, «АиФ. Здоровье»: Евгений Львович, человек, далёкий от медицины, считает ревматизм уделом пожилых людей, но ведь это не так?
Евгений Насонов : Это не так. Ревматические заболевания — это большая группа болезней (около 100), болеют ими и взрослые, и дети. Например, ревматоидный артрит чаще поражает женщин активного возраста: представительницы прекрасного пола болеют им в 2–3 раза чаще, чем мужчины. Причём пик заболеваемости приходится на 30–55 лет.
Есть спондилоартриты — то, что мы называем болезнью Бехтерева. Это удел молодых мужчин, подростков, им страдал писатель Николай Островский. Есть подагрический артрит. Считалось, что это болезнь полных, активных мужчин среднего возраста. Но оказалось, что после 60 лет частота подагры и у мужчин, и у женщин одинакова. Так что ревматические болезни распространены во всех возрастных группах.
— И даже у новорождённых?
— Увы. Дети — особая категория наших пациентов. Сегодня в России около 60 тысяч детей страдают ювенильным идиопатическим артритом — это больше, чем детей с лейкозами. И среди них есть очень тяжёлые, с неблагоприятным жизненным прогнозом. Маленькие пациенты — отдельное, очень ответственное направление деятельности ревматологов и педиатров, в «детстве» есть свои особенности и факторы развития болезни. По оценкам специалистов нашего института, сегодня в России около 700 тысяч больных ревматоидным артритом, что примерно в два раза больше, чем по данным Минздрава РФ.
Главное — профилактика
— Ревматоидный артрит относится к так называемым социально значимым заболеваниям, поясните этот термин.
— Это те заболевания, которые приводят к сокращению продолжительности жизни и ухудшению её качества. Они входят в число наиболее дорогих в лечении болезней. При отсутствии своевременной терапии пациент становится инвалидом в течение первых пяти лет с момента начала заболевания. Самые простые вещи — встать с постели, подняться по лестнице, выйти на улицу — настоящее испытание для такого человека. Поэтому наша задача — как можно раньше диагностировать болезнь и начать её лечение, для чего сегодня у российских врачей есть возможности. Сочетание двух факторов — ранняя диагностика и эффективная терапия, позволяет добиться хороших результатов.
— Может, стоит включить в диспансеризацию какие-то исследования для раннего выявления ревматоидного артрита?
— Пока во всём мире вопрос так не стоит, речь идёт только о программах, которые можно назвать пропагандой здорового образа жизни.
— Какие-то профилактические меры могут снизить риск заболеть?
— Самые простые рекомендации: находиться в хорошей физической форме, так как избыточный вес повышает риск развития остеоартрита и остеоартроза, воздержаться от курения. Необходимо более внимательно относиться к своему здоровью: воспаление и инфекция в полости рта, недостаток витамина D, избыточная физическая нагрузка, особенно в сочетании с гипермобильностью суставов, могут привести к раннему развитию остеоартроза тазобедренного, коленного суставов.
Где буксуем?
— Современная ревматология, как и онкология, кардиология, связывает большие надежды с новейшими препаратами...
— Инновационные препараты совершили прорыв в лечении ревматоидного артрита, который до их появления считался трудноизлечимым недугом, требующим длительной, часто пожизненной терапии. Благодаря генно-инженерным биологическим препаратам мы можем остановить развитие болезни, затормозить разрушение суставов, предупредить инвалидность. Это ли не прорыв в лечении недуга, который калечит молодых, полных жизненных планов людей?
Мы ждём от учёных появления ещё более эффективных лекарств. Специалисты продолжают работать над тем, чтобы сделать лечение не только эффективным, но и комфортным. В России уже появились новые лекарственные формы генно-инженерных биологических препаратов для подкожного введения, которые более удобны для больных. Преимущества для врача и пациента очевидны, кроме того, это позволит существенно сэкономить и ресурсы здравоохранения.
— Упомянутые вами препараты входят в список ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. — Ред.)?
— Да, большое число этих препаратов вошло в список, но покрывается это лекарственное обеспечение из двух источников — из средств ОМС и средств для инвалидов, а это уже региональный бюджет. Но ситуация в регионах различается, во многих субъектах просто нет денег. И многое зависит от взаимодействия врачей, органов здравоохранения и фонда ОМС.
Но есть ещё одна проблема: инвалиду получить лекарство проще, чем вновь заболевшему человеку. А наша главная задача — не допустить, чтобы человек стал инвалидом, и дать ему инновационные препараты именно на раннем этапе, чтобы приостановить быстрое развитие болезни.
Основные симптомы Ревматоидного артрита
- боль, которая носит волнообразный характер: в один день она сильная, в другой — ослабевает, может совсем пройти, но потом возвращается вновь;
- утренняя скованность, когда человек просыпается утром и не может держать чашку, ему трудно почистить зубы;
- симметричная припухлость мелких суставов на обеих руках;
- общее недомогание, немотивированная слабость.
Если все (или несколько) перечисленные симптомы сочетаются, нужно срочно идти к врачу-ревматологу.