VR как лекарство. Виртуальная реальность избавляет от фобий

Учёные предполагают, что VR-технологии пригодятся в лечении многих, в том числе тяжёлых, психических расстройств. Разбираемся, каких именно.

   
   

Галлюцинацию сделают явью

На самом деле виртуальную реальность в психотерапии используют давно, с начала 1990-х. Медики сразу разглядели в ней перспективы для лечения различных расстройств — тех же фобий, навязчивых состояний и даже некоторых видов шизофрении. Однако компьютерная графика 25-летней давности в сравнении с современной VR-архитектурой — всё равно, что дисковый телефонный аппарат рядом с последней моделью айфона. Из той виртуальной реальности человеку хотелось поскорее сбежать, в этой — хочется задержаться. А кому-то и остаться навсегда. 

Улучшение качества визуализации и удешевление оборудования привели к тому, что VR-технологии становятся мейнстримом в психотерапии. С их помощью можно моделировать для пациентов опасные ситуации, создавать сцены из травмирующих воспоминаний и даже превращать их галлюцинации в конкретные образы. Зачем? Да чтобы вылечить. Ведь один из приёмов, используемых в психотерапии, состоит в том, чтобы познакомить человека с тем, что его тревожит. Скажем, боитесь открытого пространства — терапевт идёт с вами на прогулку по городским улицам. Опасаетесь скоплений людей — давайте-ка наведаемся в торговый центр в самый разгар выходного дня.

— В разных направлениях психотерапии есть техники, предлагающие человеку вообразить себя в некомфортной ситуации и выполнить в ней определённые воображаемые действия с помощью психотерапевта, — поясняет научный сотрудник Психологического института РАО Мария Данина. — В смоделированной ситуации он наблюдает за своим поведением со стороны, пробует разные способы саморегуляции. И если в воображаемый мир пациента у терапевта нет прямого доступа, то виртуальная реальность решает эту проблему: она воссоздаёт среду так, чтобы она была одинаковой и для психотерапевта, и для пациента. Причём все параметры этой среды контролируются специалистом. Технологии виртуальной реальности позволяют вынести внутренние процессы и переживания человека во внешнюю, виртуальную, среду. И дальше со страхами или другими негативными переживаниями уже можно работать «вне головы» человека. 

Пожалей ребёнка в себе

Упомянутый эксперимент британских учёных был проведён в Университете Ньюкасла. Восьми добровольцам, страдающим аутизмом, предложили погрузиться в пугающую их ситуацию, которую смоделировали в VR-комнате. У каждого из них была та или иная фобия: один боялся пауков, другой — маленьких детей, третий — автобусов, заполненных людьми, и т.д. Во время выполнения задания испытуемых сопровождали родственники или друзья. 

Затем исследователи проверили, как реагируют участники эксперимента на объекты своих фобий в реальности. Оказалось, что пятеро из них успешно справились с ситуацией — их страхи значительно уменьшились.

Ранее та же группа учёных испытала VR-технологии для помощи людям с тяжёлой паранойей. Двум группам испытуемых предложили побывать в виртуальных сценариях, когда в вагоне метро и в лифте количество людей постепенно возрастает. Участники из первой группы должны были использовать свои обычные защитные приёмы, чтобы адаптироваться к ситуации. Добровольцы из второй — полностью отказаться от защитного поведения, воспринимая виртуальных персонажей лицом к лицу. Выяснилось, что и те, и другие стали меньше страдать от иллюзорного чувства угрозы и от стресса. При этом во второй группе показатели были почти на 20% ниже, чем в первой. 

   
   

А вот ещё один эксперимент — на этот раз с больными депрессией. Сотрудники Лондонского университетского колледжа и Барселонского университета использовали виртуальную реальность для того, чтобы пациенты отождествили себя с тем или иным персонажем. Как известно, у людей, страдающих депрессией, занижена самооценка — они постоянно себя критикуют, в то время как лучше было бы себя пожалеть. Учёные создали виртуальный сценарий, в ходе которого пациент сначала отождествляет себя со взрослым, который должен утешить плачущего ребёнка. А затем воплощается в этом самом ребёнке — и на этот раз жалеют его. Итог эксперимента: у 60% больных депрессией уровень патологической самокритики заметно снизился. Эффект сохранялся в течение четырёх недель.

«Надень очки, выйди из тела»

В Германии VR-технологии применяют для восстановления моторных функций рук после перенесённого инсульта. А в Испании с их помощью лечат ...страх смерти. В том же Барселонском университете психологи имитировали у добровольцев внетелесный опыт (иллюзию выхода из физического тела), используя очки виртуальной реальности. Участники смотрели на своё тело как бы со стороны, с потолка комнаты. Затем их просили заполнить анкету, в которой нужно было ответить на вопросы об ощущениях, а также о том, насколько они боятся умереть. Оказалось, что у тех, кто пережил виртуальный опыт выхода из тела, этот страх резко снизился. Они уже не так сильно переживали по поводу того, что с ними будет после смерти. 

Сегодня в распоряжении VR-терапевтов есть набор типичных сцен, чаще всего востребованных при лечении пациентов. Это, например, виртуальное пространство для преодоления страха публичных выступлений. Есть сценарии для лечения аэрофобии (боязни полётов), арахнофобии (боязни пауков), клаустрофобии (боязни закрытых пространств) и агорафобии (боязни больших открытых пространств). 

Погружением в виртуальную реальность избавляют от страха темноты и страха крови, а также от посттравматических стрессовых расстройств (VR применяют, чтобы вернуть к нормальной жизни военнослужащих, прошедших через горячие точки). Есть данные, что виртуальная реальность даже уменьшает субъективное ощущение боли. А значит, она может пригодиться при небольших медицинских вмешательствах — уколах, перевязках и прочих болезненных процедурах.

Похоже, мы сами ещё не осознаём все возможности этих технологий. А ведь речь шла только о психотерапии.