В рамках общества. Как социализируются больные эпилепсией

Вопросы социализации больных с некоторыми психическими отклонениями и неврологическими проблемами, которые можно отнести к «легким», волнуют многих. Ведь далеко не все диагнозы страшны так, как кажутся, и люди с некоторыми заболеваниями могут вести обычный образ жизни. В ряде случаев может потребоваться коррекция. АиФ.ru спросил у невролога, эпилептолога ИДВНЭ им. Святителя Луки Ольги Пылаевой о том, как именно происходит социализация человека, например, с эпилепсией, и что следует учитывать при наличии неврологических отклонений.

   
   

Использование ограничений

Ограничения, связанные с заболеванием, нацелены на защиту от возможной опасности для больного и окружающих. Имеется в виду опасность, возникающая на рабочем месте или в другой ситуации, которая вызвана проявлениями заболевания.

У пациентов с эпилепсией опасность связана с возможностью развития эпилептического приступа, сопровождающегося потерей или изменением сознания, падением, судорогами. Больной не осознает происходящее и теряет контроль над собой. Он может получить серьезную травму. А если его работа связана с обеспечением безопасности других людей — например, у водителя пассажирского транспорта, то в результате могут пострадать многие. Хотя приступы при эпилепсии очень разнообразны по своим внешним признакам, и далеко не у всех пациентов болезнь проявляется приступами в виде потери сознания и судорог. Кроме того, обычно у больного повторяется один или несколько видов приступа, имеющих единообразные проявления. Тем не менее у больного эпилепсией, у которого ранее не возникали приступы с потерей сознания и судорогами, его возникновение не исключено. Особенно если приступы другого типа продолжаются, не прекращаются на лечении, или если больной получает лечение нерегулярно, нечетко выполняет рекомендации врача.

Поэтому ограничения в выборе профессии для больного эпилепсией существуют и связаны они с обеспечением безопасности на рабочем месте.

Нужные ограничения

В связи с этим больным эпилепсией не рекомендуется находиться на высоте, вблизи открытых водоемов (и особенно — в воде), рядом с движущимися механизмами.

С этими же факторами связаны ограничения при занятиях определенными видами спорта — например, плавание — без постоянного контроля человека, который несет ответственность за незамедлительное оказание помощи при возникновении приступа; водные виды спорта; альпинизм; другие экстремальные виды спорта, при вождении автомобиля.

Если на лечении приступы прекращаются, отсутствуют более года или нескольких лет — риск внезапного приступа значительно снижается. Также этот риск очень мал в случаях, когда после более чем трехлетнего отсутствия приступов на лечении препараты удается постепенно отменить, и затем пациент живет без приступов и без лечения более 1 года. В этих случаях многие ограничения становятся неоправданными. Некоторые из них официально снимаются, другие же сохраняются, несмотря на то, что фактически они уже не верны, не защищают больного от опасности, а лишь снижают качество его жизни. Однако, к сожалению, никогда нет полной уверенности, что приступ никогда не возникнет, даже после длительного отсутствия. Но риск возникновения приступов становится все ниже и ниже при увеличении продолжительности ремиссии.

   
   

Поскольку врачи выделяют при эпилепсии множество форм и типов приступов, прогноз во многом зависит от точной диагностики формы эпилепсии. Исходя из диагноза, врач может прогнозировать более точно вероятность полного прекращения приступов. Например, при некоторых доброкачественных формах эпилепсии детского возраста приступы практически всегда полностью прекращаются после завершения пубертатного возраста и обычно не возобновляются в дальнейшем.

Дополнительная защита

Другая группа ограничений связана не с самим фактом эпилептических приступов, а с другими нарушениями у больного, которые сочетаются с эпилептическими приступами, но вызваны (как и сами приступы) какой-то причиной (наследственные заболевания, пороки развития мозга и др).

Если у больного умственная отсталость или выраженные психические нарушения, то это приводит к ограничениям в работе и других сферах жизни.

С другой стороны, у многих больных нет интеллектуальных и психических нарушений, интеллект высокий, имеются выраженные способности в различных сферах. В этих случаях они могут выбирать работу, соответствующую их желанием и способностям, с учетом лишь ограничений, связанных с возможностью возникновения тяжелых приступов.

Детский вопрос

Все дети с эпилепсией имеют право на посещение детского сада и обучение в школе. Однако выбор школы определяется их уровнем интеллекта и способностями. Сам факт продолжения приступов не определяет тип школы. Даже если у ребенка достаточно частые приступы, но совершенно нормальный интеллектуальный уровень, он должен обучаться по программе обычной школы.

В коррекционных школах обучаются дети со снижением интеллекта, независимо от того, есть у них эпилептические приступы или нет. Кружки, которые посещают дети, определяются их способностями и желаниями.

Для нормального развития ребенку должны быть предоставлены возможности для обучения в соответствии с уровнем интеллекта и способностями. А также — возможности общения и обучения в коллективе детей со сходными возможностями и способностями. Иначе говоря, ребенок с умственной отсталостью будет некомфортно себя чувствовать среди детей с хорошим развитием, так как будет страдать от своей неуспешности. С другой стороны, недопустимо направлять ребенка с нормальным интеллектом в коррекционный класс в связи с диагнозом эпилепсия.

Общение в детском коллективе стимулирует развитие и делает его наиболее эффективном при верно подобранном коллективе детей. Также от этого зависит и психологический комфорт ребенка во время обучения в классе.

Среди больных эпилепсией мы знаем множество выдающихся людей, имена которых вошли в историю. В большинстве профессиональных сфер есть выдающиеся люди, страдающие эпилепсией. Они стали выдающимися и вошли в историю благодаря своему таланту и вопреки болезни.