Устойчивость к антибактериальным препаратам сегодня — проблема номер один. Ведь на фоне появления микроорганизмов, которые не реагируют на известные и ранее годами зарекомендовавшие себя препараты, появляются риски проблем с терапией. Почему организмы теряют восприимчивость к лекарствам, и как с этим бороться, АиФ.ru рассказал Игорь Чеботарь, д.м.н., заведующий лабораторией молекулярной биологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Глобальная проблема
«Распространение устойчивых (резистентных) к антибиотикам бактерий достигло глобальных масштабов. Большинство госпитальных штаммов ведущих оппортунистических бактерий (Enterococcus spp., Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, Acinetobacter baumannii, Pseudomonas aeruginosa, Enterobacter spp. и другие) проявляют признаки резистентности к бета-лактамам, фторхинолонам, аминогликозидам. На практике это означает, что многие антибиотики становятся бесполезно использовать для лечения заболеваний, вызванных инфекционными агентами», — говорит Игорь Чеботарь.
На фоне всего этого сегодня все чаще появляются новости о супербактериях, а также невосприимчивых к терапии и известным препаратам грибках. Нередко выходит так, что стандартная патология, которая традиционно неплохо лечится антибиотиками, вдруг превращается в смертельно опасную и неуправляемую.
Почему появляется проблема?
Как отмечает Игорь Чеботарь, есть две основные причины того, что развивается антибиотикорезистентность. «Первая связана с природной способностью бактерий очень быстро и гибко перестраивать свой метаболизм для выживания в условиях антибиотикотерапии. Наши эксперименты показали, что синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) за 13 суток адаптируется к концентрациям меропенема (а это один из последних и самым эффективных бета-лактамных антибиотиков), которые в 1000 раз превышают терапевтические концентрации», — отмечает специалист.
Вторую причину Игорь Чеботарь называет «медицинской». «Основа эволюции антибиотикорезистентности обусловлена неправильным применением антибиотиков, которые вызвано субъективными и объективными причинами», — подчеркивает эксперт.
К субъективным причинам развития антибиотикорезистентности Игорь Чеботарь относит:
- самолечение;
- невыполнение рекомендаций врача и другие факторы.
Объективными он называет:
- низкое качество некоторых антибактериальных препаратов;
- противоречия в рекомендациях;
- отсутствие действующих программ по ограничению антибиотиков.
«Однако распространение антибиотикорезистентности связано не только с применением противомикробных препаратов в лечебной практике. Необходимо обращать внимание на факт нарастающего потребления антимикробных средств в немедицинских сферах деятельности человека — сельском хозяйстве и пищевой промышленности, — которое представляет собой новую и недооцененную угрозу», — отмечает специалист.
Объем антибиотиков, потребляемых сельским хозяйством, отмечает Игорь Чеботарь, достигает огромных масштабов. В 2010 году, приводит статистику эксперт, в сельском хозяйстве было использовано 63151 ± 1560 тонн антимикробных препаратов, что соответствует сотням миллиардов терапевтических доз для человека. «По прогнозам экспертов, к 2030 году эта величина удвоится и составит порядка 105,596 ± 3,605 тонн (Van Boeckel, et al., 2015). Если сопоставить это с данными Klein E. et al. (2018), то можно утверждать, что масса антибиотиков, применяемых в сельском хозяйстве, в десятки раз превосходит массу антибиотиков, используемых для лечения человека. Потребление антибиотиков в сельском хозяйстве в странах БРИКС, а именно в России, Бразилии, Индии, Китае, Южной Африке, как ожидается, к 2030 году удвоится», — отмечает эксперт.
Результаты такой антимикробной интервенции, говорит Игорь Чеботарь, не могут не привести к прогрессированию антибиотикорезистентности у изолятов бактерий от животных и из сельскохозяйственных биотопов. «Уже сейчас с объектов некоторых сельхозпредприятий выделяются энтеробактерии, более 30% из которых проявляют устойчивость к антибиотикам. В такой ситуации нужно помнить про постоянный перенос резистентных возбудителей от объектов сельского хозяйства к человеку», — подчеркивает Игорь Чеботарь.
Перенос осуществляется за счет:
- непосредственного контакта сельсхозработников с контаминированными материалами и животными,
- через сельхозпродукты, которые попадают на стол потребителя,
- через отходы (сточные воды, аэрозоли, пыль и т.д.), попадающие в окружающую среду.
Таким образом, говорит специалист, два основных драйвера распространения резистентности — медицинский и сельскохозяйственный — прогрессивно возвращают терапию инфекционных заболеваний в то состояние, в котором она находилась в начале ХХ века до открытия антибиотиков. Иными словами, даже банальная бактериальная пневмония, вызванная панрезистентным штаммом, станет смертельно опасным заболеванием.
Что делать?
И тут стоит вовремя принять меры. «Наиболее реальный и действенный путь — это организационные меры, направленные на ограничение применения антибиотиков. Алгоритмы ограниченного использования антибиотиков, применяемые в Западной Европе, США и даже в Белоруссии, уже показали свою эффективность», — говорит Игорь Чеботарь. Так что варианты есть. Главное — грамотно использовать имеющиеся наработки.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста