Боль — один из самых знакомых людям симптомов. И при этом один из самых неприятных и беспокоящих. Зачастую для человека боль — это нечто единое. А вот для врачей она имеет множество цветов, тонов и оттенков. Отдельным блоком можно выделить боль у такой категории больных, как пациенты онкологических клиник. Ведь всем известно, что боль при раке самая сильная и изматывающая. Как же с ней справляться?
Есть два основных вида боли — острая и хроническая. Первая обычно проявляется в результате травмы или какого-то заболевания, проходит вместе с наступления выздоровления. Вторая может сохраняться и после выздоровления. Как отмечают врачи, острая и хроническая боль часто связаны, ведь одна усиливается и переходит в другую. Отсутствие лечения боли может иметь серьезные психологические последствия.
Химиотерапевтические препараты, отмечает специалист, по сути, являются ядами, воздействующими на опухоль. Но при этом они еще и остаются ядами для организма и воздействуют, в том числе на нервную систему. При лучевой терапии тоже сложно облучить только опухоль, все равно здоровые клетки также будут затронуты. «И в этих местах могут быть в последующем зоны, где разовьется гипостезия (отсутствие чувствительности), либо гиперстезия (тут любое прикосновение будет вызывать крайне неприятные ощущения)», — рассказывает Вадим Соловьев. Ну и, конечно же, отмечает специалист, какие-то другие, не связанные с онкологическим процессом хронические болезни никуда не пропадают.
Кроме того, боль при онкологическом заболевании может быть связана с метастазами. Например, болезненной ситуацией становится при проникновении их в печень, кости.
Общий симптом
Вообще, боль — это тот симптом, та жалоба, с которой человек идет на прием к врачу. Ведь пока она не появляется, к специалисту никто и не думает обращаться. Даже само слово «больной» образовано именно от этого слова.
Для врача же — это не просто жалоба. Именно от боли он начнет раскручивать свою логическую цепочку в поисках причины. Есть даже определенные стандарты осмотров и обследований. Сначала сбор анамнеза: врач поговорит с пациентом, узнает все интересующее, какая именно боль — колющая, режущая и т.д. Также есть определенная связь с теми или иными событиями накануне. Например, было застолье, на завтра головная боль и слабость — возможно, отравление. Погуляли на улице, промочили ноги, на завтра болит горло, ломает и повышается температура — простуда.
«Онкологическое заболевание находят по тому же принципу — сначала выясняют причину боли. Если нет никаких видимых причин для ее появления, отправляют на более углубленное обследование, и так разматывают весь клубок истории», — поясняет Вадим Соловьев.
После химиотерапии такая же история. Но тут врачам бывает проще — у них есть протоколы, и они знакомы с препаратами, которые используются для такого лечения, а потому примерно представляют, что надо назначать для снятия боли.
Надо ли терпеть
Если речь идет про обычную боль, с которой сталкивается каждый человек и которая не вызвана онкологическим процессом, то все равно ее терпеть не стоит. Ведь это первая жалоба, такой предупредительный сигнал для человека: раз что-то заболело, значит, где-то есть проблема.
«Любой врач, который работает в неотложной помощи, скажет, что самый большой поток пациентов с болью поступает ночью. Связано это как раз с желанием потерпеть. Утром человек просыпается, даже если у него что-то болит, он решает, что светло, вроде спокойно, можно немного подождать, выпьет таблеточку, полежит. В обед не проходит, но вроде кажется, что можно еще полежать. Вечером уже становится не так спокойно, потом вспоминается, что поликлиники уже закрылись, а боль не проходит. И тут начинается паника. Тогда уже начинаются обращения в стационар и скорую помощь, в результате в приемном покое образуются очереди, которых можно было бы избежать, если бы вовремя обратились к врачу», — рассказывает Вадим Соловьев.
А если боль не утихает даже при лечении?
«Случаются трудности с коррекцией болевых ощущений. Это нечасто, но бывает. Называется резистентным болевым синдромом. Над этой проблемой постоянно думают, но она пока все еще сохраняется. Встречаются трудные случаи, редко, но бывают. Бывают безальтернативные варианты и решения в медицине, которые обсуждаются и с пациентом, и с родственниками», — рассказывает врач-анестезиолог Соловьев.
Обезболивание при онкологической патологии имеет свои особенности. Так, в сложных случаях используют наркотические анальгетики. «При этом в рекомендациях ВОЗ, а их уже третья версия, предлагается использовать такие препараты уже с самого начала и не ждать, пока все перепробуешь, потому что человеку должно быть комфортно, несмотря ни на что, в том числе и на то, что ему, возможно, осталось недолго жить», — рассказывает Вадим Соловьев.
Перед врачом стоит сложная задача — оптимально подобрать препарат. Ведь, как и у многих других лекарственных средств, у анальгетиков есть в инструкции несколько показаний и пара листов побочных эффектов. И врачу необходимо определить индивидуально, сколько и как надо получать лекарств пациенту, чтобы не навредить и помочь по максимуму. «Цель врача — даже если не уйдет боль полностью, сделать так, чтобы человек был в состоянии жить, общаться с родственниками, чтобы пациента можно было как-то активизировать, а не так, чтобы он только спал под препаратами», — поясняет анестезиолог Соловьев.
Немедикаментозная терапия
С болью при тяжелых заболеваниях, например, тех же онкологических или тяжелых неврологических, пытаются справляться не только лекарствами. Активно применяют и нелекарственные средства, предупреждает анестезиолог Соловьев. Так, например, это может быть и рефлексотерапия, и другие варианты. Даже общение с родными — это тоже способ лечения боли, так как относится к вариантам отвлечения. Ведь человек в такой ситуации чувствует себя в социуме, он не оказывается выброшенным из привычной жизни. Особенно это важно, если речь идет про хоспис. Сегодня их стараются делать максимально комфортными и приближенными к домашним условиям. Ведь если человек окажется как бы в больнице со свежевыкрашенными стенами и холодной обстановкой, ему будет некомофортно, и избавиться от боли будет сложно. Поэтому хороши все меры.
Управлять болью
Сегодня медицина все чаще задумывается, как же можно управлять болью. И под центрами управления болью сегодня понимают работу с проблемой в одном месте. То есть приходит пациент на прием к врачу с жалобами на боль, а доктор видит, что надо было бы проконсультироваться с другим узким специалистом — например, уролог чувствует, что нужна помощь невролога. Он может тут же позвать врача, и пациент получит более комплексную консультацию, тут же сдаст анализы сразу по нескольким профилям, увидит результаты и сможет быстрее начать лечение. Такой комплексный подход и называют сегодня центром управления болью, отмечает анестезиолог Соловьев.
Плюс в такой системе очевиден — не тратится драгоценное время, которое в случае, например, с онкологическими патологиями крайне ценно. Да и в отношении других болезней правило «чем раньше начато лечение, тем лучше результат» актуально.