При этом он объяснил, что есть общего между болезнями Романа Костомарова и Юрия Андропова, а также между ковидом, землетрясением в Армении и пандемией свиного гриппа.
Сепсис — системное воспаление
Хотя сразу надо отметить, что непосредственно причиной гангрены стала не пневмония (воспаление легких), а вызванный ей сепсис. В народе его называют заражением крови. Но в реальности это заболевание гораздо сложнее, оно представляет собой системное воспаление, поражающее весь организм. В результате возникает много сложных патологических процессов, порой заканчивающихся очень серьезными последствиями.
«При сепсисе могут быть тромбозы, способные привести к гангрене, — объясняет aif.ru доктор медицинских наук, профессор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев. — Это связано с так называемым ДВС-синдромом (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови), при котором образуются множественные тромбы различной локализации. Так бывает не только при сепсисе, но и при многих других состояниях. Например, при цитокиновом шторме, который, как мы хорошо помним по недавней пандемии, развивается при ковиде».
Родом из СССР
«Мне трудно комментировать конкретно ситуацию с фигуристом Романом Костомаровым, — говорит Воробьев. — Так как каждый случай индивидуален, и у него могут быть какие-то свои особенности течения болезни. Но в принципе ДВС-синдром лечится. Принципы его терапии были разработаны еще в 1970-е годы известным специалистом по свертыванию крови профессором З. С. Баркаганом. Он работал в Барнауле и там доказал эффективность этой методики, она снижала смертность при ДВС-синдроме в 10 раз. Естественно, далее терапия только совершенствовалась. Но принципиально она включает использование плазмафереза для очистки крови от токсических веществ и активных компонентов, способствующих избыточному свертыванию крови, переливание плазмы (жидкая часть крови) и применение антикоагулянтов (лекарства, препятствующие свертыванию крови).
В дальнейшем эта методика неоднократно показывала свою эффективность. Например, в 1988 г. во время землетрясения в Армении с ее помощью сохраняли конечности при синдроме длительного сдавления. Для него тоже типичен ДВС-синдром. Мы пролечили 360 таких больных, и ни одному не понадобилась ампутация. Широко использовали эту методику в пандемию свиного гриппа в 2009-2010 гг. у больных с тяжелым течением инфекции».
От Андропова до наших дней
«Кстати, она помогла продлить почти на целый год жизнь Юрию Андропову, — рассказывает профессор. — У него была подагра, которая привела к почечной недостаточности, а та, в свою очередь, к сепсису. Последний год он провел в клинике, и, используя плазмаферез, мы лечили его вместе с моим отцом — известным врачом, гематологом, терапевтом, академиком А. И. Воробьевым. Представляете, какой надзор и контроль был за таким пациентом. Если бы метод терапии был сомнительным или с недоказанной эффективностью, то использовать его не разрешили бы.
Я не знаю всех деталей обследования и лечения Костомарова, были у него какие-то дополнительные факторы особо тяжелого течения болезни или нет, но, насколько я знаю, в той клинике, где его лечили, к этому методу терапии отношение негативное. К сожалению, в медицине так бывает, и сейчас такое лечение используется не везде, где оно могло бы спасать жизни».