Регистр спасения. Зачем нужен список больных хроническим миелолейкозом

Наш эксперт – заведующая научно-консультативным отделением химиотерапии миелопролиферативных заболеваний Гематологического научного центра Минздрава России Анна Туркина.

   
   

Под зловещим словосочетанием «рак крови» врачи подразумевают обширную группу злокачественных заболеваний кроветворной системы – лейкозов, различных по своей этиологии. Ещё лет 10–15 назад многие из них считались фатальными, но с появлением инновационного лечения всё изменилось: сегодня врачи могут остановить прогрессирование болезни и продлить жизнь заболевшего на годы (а в каких-то случаях способны и вовсе излечить человека). Одним из таких заболеваний является хронический миелолейкоз.

Всех посчитали

Среди злокачественных болезней крови это третье по частоте встречаемости заболевание, оно составляет около 20% лейкозов. Болеют им взрослые. Недуг поражает преимущественно людей активного, трудоспособного возраста – от 30 до 50 лет. В России средний возраст заболевших – 50 лет, в Германии, Швеции, Италии – 62 года.

Ещё не так давно хронический ­миелолейкоз считался неизлечимым, выживаемость больных редко превышала 5 лет. Сегодня же прогноз более оптимистичен, но зависит от стадии, на которой было обнаружено заболевание.

Сейчас люди, страдающие этим недугом, можно сказать, самые посчитанные пациенты из всех онкогематологических больных. В России появился первый регистр пациентов с диагнозом «хронический миелолейкоз», включающий информацию о 7753 пациентах, проходивших лечение в 111 медицинских центрах страны. Такой регистр на протяжении 10 лет вёлся специалистами одной из крупнейших фармацевтических компаний, занимающихся разработкой лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний. В начале ноября регистр в присутствии врачей и журналистов был передан в дар Центральному научно-исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.

Кому это надо?

Для чего нужен такой документ? Не только и не столько для формальной медицинской статистики, сколько для врачей и их пациентов. Систематизированные данные, как показывает опыт других стран, помогают стандартизировать лечение таких тяжёлых заболеваний, как лейкозы, по всей стране и сделать так, чтобы лекарства, спасающие жизнь, доходили до каждого пациента своевременно. По мнению экспертов, врачи смогут отслеживать эффективность, безопасность и результаты лечения в условиях реальной клинической практики и в случае необходимости (когда развивается устойчивость к тем или иным лекарствам) быстро менять один препарат на другой.

Государственной системе здравоохранения регистр позволит совершенствовать льготное лекарственное обеспечение пациентов с хроническим миелолейкозом (лечение которого, как и большинства онкогематологических заболеваний, очень дорогостоящее).

   
   

К счастью, сегодня этих больных лечат за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

Как распознать миелолейкоз?

Статистика свидетельствует, что 85% пациентов к моменту постановки диаг­ноза находятся в хронической фазе. В том-то и проблема, решить которую можно банальной ежегодной диспансеризацией.

Развитие лейкоза, к сожалению, медицина предотвратить пока не может, но диспансеризация – это лучшая профилактика. У людей, которые ежегодно её проходят, заболевание выявляют достаточно рано.

Сегодня чаще всего миелолейкоз выявляют, когда человек сдаёт общий клинический анализ крови или у него случайно при УЗИ совсем по другому поводу находят увеличенную селезёнку. Увеличение этого органа и повышенный лейкоцитоз – два серьёзных повода направить пациента к гематологу, но сделать это должен врач-терапевт. Ведь уровень лейкоцитов в крови может повыситься и из-за ОРВИ или простуды, а «выросшая» селезёнка может быть симптомом и других заболеваний. Из других возможных признаков миелолейкоза – стойкая, слегка повышенная (субфебрильная) температура, подагра, повышенная восприимчивость к инфекциям, анемия, но человек может жить с этим «букетом» довольно долго и особо не жаловаться.

Окончательный диагноз ставится на основании результатов генетического молекулярного исследования, для которого проводится биопсия костного мозга.