Профессор Игорь Никитин: «Гепатит вышел из зоны групп риска»

Рассказывает заведующий кафедрой госпитальной терапии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, профессор Игорь Никитин.

   
   

Безмолвный убийца

Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»:​ Игорь Геннадьевич, по даным ВОЗ, 325 миллионов человек в мире живут с хроническими вирусными гепатитами. Сколько пациентов с диагнозом «гепатит» в России?

Игорь Никитин: Известно более десяти вирусов, которые поражают печень. Наиболее опасные и распространённые из них – вирусы гепатита В и С. Ориентировочное число пациентов с хроническим вирусным гепатитом С в Российской Федерации – около 3,2 млн человек, а с хроническим гепатитом В 2,8–3,1 млн человек. Это несколько больше, чем в развитых странах, где заражены около 1% населения.

Хотя число случаев острого вирусного гепатита В и С снижается, число пациентов с впервые выявленным вирусным гепатитом С остаётся стабильно высоким (45–50 тыс. человек ежегодно). Это говорит о том, что в нашей стране накоплен большой «пул» пациентов, у которых возможно прогрессирование заболевания вплоть до цирроза или рака печени. Помимо этого, они служат потенциальным источником инфицирования.

 И при этом гепатит очень поздно выявляется. Почему?

– В России используется одна из лучших программ скрининга в мире, но пациент всё равно должен оказаться в поле зрения врача. Проблема в том, что вирусные заболевания печени на первых стадиях протекают практически бессимптомно (единственным признаком служит немотивированная слабость, на которую мало кто обращает внимание). Поэтому люди годами живут, не подозревая о своём недуге. А это очень опасно не только для самого человека, но и для окружающих.

Есть и ещё одна проблема. Некоторая часть выявленных инфицированных «теряется», так и не начав лечение. Хотя все пациенты с гепатитом должны находиться на постоянном диспансерном наблюдении и получать лечение, поскольку только так можно обезопасить себя от развития опасных последствий гепатита – цирроза и рака печени.

   
   

Изменить ситуацию должен государственный регистр больных гепатитами, который позволит не только собрать точные данные о числе пациентов, но и отследить судьбу каждого из них. Пока такие регистры есть только в отдельных регионах.

 Может быть, пациенты не спешат становиться на учёт потому, что гепатит имеет славу «неприличного заболевания»?

– Гепатит уже давно вышел из зоны групп риска. Подхватить вирус можно не только через грязный шприц и при незащищённом половом контакте, но и в салоне красоты, в кресле стоматолога, при нанесении татуировок и пирсинге. Поэтому вирусные гепатиты выявляются и у бомжей, и у медийных персон.

Вылечим своим

 Насколько надёжно защищает прививка от гепатита?

– С тех пор как прививка от гепати­та В­­ вошла в национальный календарь прививок, среди заболевших практически нет детей старше 17 лет. Вакцину от гепатита С создать не удалось. Вирус мутирует настолько быстро, что пока это не представляется возможным.

 А как обстоит дело с лечением?

– От гепатита В до сих нет лекарства, которое было бы способно избавить человека от вируса. Гепатит С сегодня полностью излечим. У 10–15% пациентов происходит спонтанное самоисцеление в течение 6 месяцев после заражения без какого-либо лечения, у остальных есть шанс избавиться от вируса при помощи современной терапии.

Однако сегодня это лечение доступно лишь 1% пациентов…

 Законодательно с 2014 года лечение хронических гепатитов должно осуществляться в рамках системы ОМС – то есть больные должны получать лекарства бесплатно. 

– Но в России пока нет собственных лекарственных препаратов полного цикла, а регистрационная стоимость импортных начинается от 1 млн рублей. Понятно, что средств, необходимых для того, чтобы обеспечить этими препаратами всех нуждающихся пациентов, нет ни в федеральном, ни в местном бюджетах. Но ситуация меняется к лучшему. В мае 2017 года был выпущен отечественный препарат, который эффективен для пациентов с первым генотипом вируса гепатита С. В 2018 году планируется начать выпуск препаратов полного цикла для лечения гепатита С для остальных пациентов. Так что в течение 2–2,5 года большинство пациентов в России будут обеспечены современным лечением.

Четыре шага по защите от гепатита

Вакцинируйтесь. На сегодняшний день это основной метод профилактики гепатита В. В обязательном вакцинировании нуждаются: врачи и студенты-медики, работающие с кровью, родившиеся у больной гепатитом матери малыши, подростки, члены семьи, где есть больной гепатитом или вирусоноситель, больные, часто подвергающиеся хирургическому вмешательству, потребители инъекционных наркотиков, работницы сферы интимных услуг.

Откажитесь от инъек­ции, если её делают не одноразовым шприцем. И хотя сегодня риск заразиться в медицинских учреждениях резко снизился, ничтожный шанс заразиться от «грязных» шприцев, необработанных зубоврачебных буров, хирургических инструментов, гинекологических зеркал и других приспособлений, на которые попала заражённая кровь, всё же есть.

Помните о бытовых путях передачи инфекции. Никогда не пользуйтесь чужими зубными щётками, зубочист­ками, маникюрными наборами, бритвенными приборами, носовыми платками и полотенцами. Не носите чужие серёжки. Прокалывайте уши и делайте маникюр и педикюр только в солидных косметических салонах. Однако ни при объятиях, ни при поцелуях, ни при пользовании общей посудой гепатит не передаётся.

Не забывайте о презервативе при случайном половом контакте. Это защитит вас не только от гепатита В, но и от целого букета других болезней.