Переломы шейки бедра составляют до 6% от числа переломов всех костей скелета. Практически 90% таких переломов встречаются у пожилых людей, у 20% больных они приводят к летальному исходу.
— Группу риска по получению перелома шейки бедра составляют женщины старше 60 лет. В этот период обычно уже наступает менопауза, когда происходит гормональная перестройка, может развиваться остеопороз — изменения плотности костной ткани, ее качества, клеточного баланса, самой структуры кости. Это необратимо, поэтому любая бытовая, обыкновенная травма, например, падение на льду, может привести к перелому шейки бедра.
Что касается мужчин, то возраст, когда повышается риск этой травмы, выше примерно с 70 лет. Здесь больше имеет значение фактор наличия хронических патологий: сахарный диабет, ожирение, проблемы с эндокринной системой.
В целом, коморбидность, т. е. наличие сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет, проблемы с поджелудочной, эндокринной железой и пр., усугубляет эту проблему. Состояние человека ухудшается вследствие того, что нарушается микроциркуляторное русло, т. е. поражаются мелкие сосуды конечностей, и нарушается трофика тканей (совокупность процессов клеточного питания, обеспечивающих сохранение структуры и функции ткани или органа, — прим. aif.ru).
У кого выше риск, что шейка бедра не срастется?
— У женщин старше 60 лет и у пациентов с сопутствующими заболеваниями возрастает риск хирургических осложнений перелома шейки бедра. К ним относится и риск несрастания, и, в случае установки эндопротеза, риск нарушения его работы, когда его части отделяются от кости и смещаются.
Как лечится перелом шейки бедра?
— Остеопороз — это системное заболевание, которое нарушает способность кости держать удар и сращивать костные фрагменты между собой. Консервативное лечение в этом случае чаще всего неэффективно.
Оперативные методы лечения — это палка о двух концах. С одной стороны, всегда стараются выполнить экономную резекцию (удаление части кости, — прим. aif.ru), остеосинтез (хирургический метод сращивания кости при тяжелых оскольчатых переломах, — прим. aif.ru). Но нужно понимать, что метод выбирается в зависимости от качества жизни пациента, его требований к качеству жизни, от исходного качества кости, сопутствующих заболеваний. И когда мы проводим остеосинтез стандартно, при помощи двух винтов, есть положительные результаты, люди ходят. Но бывают и осложнения. В среднем, их статистика — от 5 до 15-20% по России.
Кроме того, после того как шейку бедра синтезировали, она может срастись, а сам сустав при этом может умирать. Потому что шейка бедра выполняет не только опорную функцию, но и функцию движения в тазобедренном суставе. Вследствие нарушения питания хряща после удара может развиваться посттравматический коксартроз (артроз тазобедренного сустава, — прим. aif.ru). Т. е. через какое-то время эти пациенты нуждаются в операции, им удаляют винты и ставят протез. По статистике их довольно много.
Зачастую при наличии возможностей в стационаре сразу проводится эндопротезирование (хирургическая операция, при которой тазобедренный сустав заменяется протезным имплантатом).
Нужно понимать, что переломы часто, кроме шейки, затрагивают и тело кости. Поэтому приходится применять более сложные методы фиксации, например, аппарат Илизарова, чтобы хоть каким-то образом восстановить структуры и в дальнейшем поставить или протезирующую систему, или какие-то специальные системы, позволяющие дать опору человеку.
Источник: https://med.ulgov.ru/