Под копирку?
Для начала хочу успокоить — по последним исследованиям, большая часть злокачественных новообразований всё-таки не относится к наследственным формам.
Однако при этом всё же можно выделить те виды онкологических заболеваний, которые могут повториться и у мамы, и у дочери, либо у сестёр, братьев и т. д. К ним относят: рак молочной железы груди, яичников, желудка и онкологию толстой кишки. Также могут встречаться в рамках одной семьи меланома и острый лейкоз. К числу «семейных», но при этом уже реже встречающихся относят также нейробластому у детей, опухоли эндокринных желёз и рак почки. При этом стоит понимать, что генетически передаётся не сама опухоль, а только предрасположенность к её развитию.
Наследственная онкология, если судить по ряду наблюдений, чаще всего проявляется у людей в возрасте от 25 до 40 лет.
Учтите, что в плане наследования не так важна степень родства с онкобольным, сколько количество таких случаев в семье, а также — конституциональные совпадения. Поясню, у медиков есть такой термин — «биологическая конституция». Под ним понимают целый комплекс врождённых морфологических, психологических и функциональных особенностей человека — от цвета глаз, волос и и кожи, телосложения и до… реакции человека на внешние и внутренние раздражители и воздействия. Конституция может быть по ряду параметров близка у нескольких членов семьи, а значит, и онкологические заболевания, к сожалению, у них могут проявиться в одной и той же сфере. Проще говоря, если родственники сильно похожи друг на друга, то есть риск, что они унаследовали не только ямочки на щеках или привычку особым образом морщить лоб, но и болезни.
Группа риска
Естественно, что, если в семье появляются случаи онкозаболеваний, многие начинают нервничать и искать варианты профилактики. Учтите, в этой ситуации врачи не видят явных поводов для волнения: вероятность развития рака, даже если он есть у дяди или дедушки, не так уж и велика. Также нужно помнить, что медики определяют генетическую предрасположенность к раку одного из родственников в большинстве случаев по факту, то есть когда опухоль уже появляется. Поэтому нередко специалисты превентивно включают всех членов семьи онкологического больного в группу риска.
На самом деле риск действительно повышен у детей или внуков, если у 2–3 кровных родственников по линии матери или по линии отца был подтверждён диагноз рака. В такой ситуации необходимо сдавать кровь на специальный генетический анализ и консультироваться к онкогенетиком. Лучшим средством профилактики в подобных ситуациях становится своевременное прохождение медосмотров. Людям из группы высокого риска необходимо ежегодно обследоваться «по профилю»: сдавать анализы крови на онкомаркёры, делать колоноскопию (если отмечался рак толстой кишки), а женщинам проходить маммографию и УЗИ молочных желёз и малого таза. И конечно, вести здоровый образ жизни: высыпаться, не нервничать, правильно питаться.
Без паники!
Если человек попадает в группу риска, он, конечно же, начинает переживать и порой под влиянием эмоций совершает опрометчивые поступки. Так, например, большинство медиков уверено, что профилактическое удаление потенциально опасных органов (в тех случаях, когда это возможно) сомнительно и малоэффективно. Генетический анализ крови, который делают перед этим, показывает лишь предрасположенность к раку. Но даже если этот показатель достигает 90%, это совсем не значит, что человек болен! Однако порой пациент настаивает на удалении потенциально опасного органа, хотя в его случае достаточно просто регулярно обследоваться и наблюдаться у онколога, не прибегая к радикальной хирургии.
Не стоит и постоянно ходить на приёмы к онкологу — это уже не профилактика, а провоцирование канцерофобии, то есть боязни раковых заболеваний. Если ничего не беспокоит — осмотра раз в год достаточно.