Рак молочной железы — самый частый вид онкологии у женщины. К счастью, при своевременном обнаружении опухоли шансы на выживание — очень высоки. Но страх перед страшной болезнью и тяжелым лечением — не единственное, что приходится переживать пациенткам. Не менее тяжело воспринимается ими потеря молочных желез, которые принято ассоциировать с женственностью. К счастью, сегодня есть возможности если не сохранить, то восстановить утраченное.
Одномоментно и отсрочено
В некоторых случаях реконструкция груди бывает одномоментной, то есть делается непосредственно в момент операции по удалению опухоли или целиком всей молочной железы. Тогда пациентке оставляются кожа и по возможности сосок, а общий вид груди восстанавливается либо с помощью силиконового импланта, либо за счет лоскута — фрагмента жировой ткани и кожи, который перемещается из нижней части живота, бедра или со спины в область груди. Если своих тканей не хватает, можно проводить вмешательство в сочетании с имплантом. Это уже сочетанный вид реконструкции.
Второй вариант реконструкции молочной железы — отсроченная маммопластика. Она проходит в два этапа. Как правило, пациентка приходит уже с удаленной опухолью и после проведенного лечения, и хирург восстанавливает ей грудь с помощью второй операции. Сначала ставится экспандер — это такой баллончик, который растягивает кожу в течение полутора-двух месяцев или дольше. Затем экспандер заменяют имплантом.
Чтобы контуры груди были более сглаженными, а сама грудь выглядела более естественно и красиво, при всех видах реконструкции может использоваться липофилинг (введение в область груди собственного жира пациентки).
Какой вид реконструкции выбрать?
Это обсуждается на консультации с пациенткой. Хирург, безусловно, должен уметь выполнить реконструкцию и собственными тканями, и экспандерами-имплантами. «Реконструктивные операции — гораздо более сложные, нежели просто эстетические операции по увеличению или уменьшению груди, то есть обычная маммопластика, — говорит Рано Азимова. — Здесь от хирурга требуется и знание широкого спектра методик, и знание нюансов, которые помогут избежать осложнений, могущих возникать в той или иной ситуации. Также от хирурга иногда требуется просто умение креативно мыслить — что-то свое добавить, выработать собственную стратегию. Ведь реконструктивная хирургия в каждом случае индивидуальна, и каждый случай отчасти немного не похож на предыдущий».
Как правило, у пациенток с небольшой грудью, чтобы добиться симметрии, хирурги используют импланты. А если женское достоинство — внушительных размеров, то имплант не подойдет, так как у пациентки после удаления молочной железы остается очень тонкая кожа, и даже очень большой имплант не позволит добиться такого же объема. Плюс возрастают риски из-за тяжести импланта и очень тонкого кожного покрова.
Поэтому, чтобы восстановить очень большую грудь, используются кожно-жировые лоскуты (обычно с нижней части живота) или сочетание лоскута с имплантом — это менее предпочтительно, но такой вариант тоже есть.
В чем основные сложности
«Сложность реконструктивной операции заключается в том, что, как правило, к пластическому хирургу обращаются пациенты, которые в дальнейшем должны продолжить лечение, — говорит Азимова. — То есть им предстоит химиотерапия либо до операции, либо уже после операции в течение месяца. А это значит, что у пациентки иммунитет будет снижен. Кроме того, части пациенток предстоит лучевая терапия, а на ее фоне может увеличиваться риск возникновения таких осложнений, как инфицирование импланта или ухудшение кровоснабжения лоскута во время операции, так как у пациентов с онкологическими заболеваниями повышена свертываемость крови. Если пациенты прошли лучевую терапию, то у них могут быть проблемы с внутренней сосудистой стенкой, и это тоже может влиять на приживление собственных тканей, когда мы формируем анастомозу, то есть сшиваем сосуды между собой. Также у пациентов бывают рубцовые изменения в зоне, где уже была проведена лучевая терапия, что тоже может влиять на увеличение риска осложнений, связанных с восстановлением груди».
Поэтому такие операции требуют от хирурга большого количества знаний: во-первых, нужно владеть различными методиками, во-вторых, нужно оценить риски и выбрать ту методику, что приведет к надежному, стабильному результату. Однако даже при продуманном подходе могут возникнуть осложнения, поэтому хирург должен иметь опыт работы в реконструктивной хирургии, уметь бороться с осложнениями, чтобы в итоге добиться красивого результата.
Как правильно выбрать хирурга
По мнению эксперта, чтобы избежать осложнений, искать надо не пластического, а реконструктивного хирурга, имеющего большой опыт работы по этой части. В портфолио этого специалиста должен быть большой запас подобных случаев, чтобы пациент мог удостовериться в наличии у хирурга соответствующего опыта и оценить, каких именно результатов ему удалось добиться в деле реконструкции молочной железы.
«Сегодня большее количество онкологов сами стали выполнять реконструкцию молочной железы, поэтому все меньше проявляется их негатив по отношению к пластическим хирургам, — говорит эксперт. — Для пациента, безусловно, правильнее выбрать либо онколога, который умеет делать реконструктивные операции, либо реконструктивного хирурга, который имеет стаж работы именно в восстановительной хирургии, в том числе молочной железы».
Когда можно оперироваться и сколько это стоит
Особой подготовки не требуется, но есть определенные сроки. В идеале проводить реконструкции надо через несколько месяцев после лучевой терапии, так ткани еще не потеряют свою способность к растяжению. Но в целом пациентка обычно приходит к такой операции, когда она уже психологически отошла от стресса, связанного с нелегким и длительным лечением рака молочной железы. Но поскольку у разных женщин это происходит в свое время, каждая из них исключительно самостоятельно может решить, когда именно пришла пора восстановить или улучшить внешний вид удаленной молочной железы.
Многих потенциальных пациенток интересует, можно ли сделать такую операцию бесплатно. «Да, такие операции можно проводить по ОМС, — отвечает Рано Азимова. — Государство оплачивает в России операции по восстановлению груди. Как правило, это можно осуществить в федеральных центрах и в крупных городских больницах, где работают специалисты, которые проводят такие операции. Но и в частных клиниках тоже можно выполнять эти операции — правда, это будет платно».
А это не опасно?
По словам эксперта, есть два главных мифа, связанных с реконструкцией груди после рака молочной железы. Первый миф — то, что такая операция может каким-то косвенным образом повлиять на развитие рецидива. Это неправда — восстановление груди никаким образом не влияет на прогрессирование рака молочной железы ни в момент операции, ни в долгосрочной перспективе. Эта процедура, наоборот, улучшает качество жизни пациенток. Они начинают снова носить прежнюю одежду, иногда даже приобретают еще более красивую грудь, а значит, становятся более уверенными в себе, что в тяжелой ситуации поднимает им настроение.
«За границей реконструкция груди после РМЖ выполняется в 80% случаев, так как там чаще всего рак молочной железы выявляется на начальных стадиях, — говорит Рано Азимова. — В последнее время в России этот диагноз тоже стал выявляться на более ранних этапах, поэтому у нас реконструкция тоже становится все более обыденной ситуацией».
Второй миф связан с тем, что после реконструкции груди будет труднее обследоваться. На самом деле и это не так, это никак не мешает обследованию. Раз в год пациентки, у которых в анамнезе есть рак молочной железы в ремиссии, — точно так же, как и все женщины, должны обследоваться на предмет заболевания, делать маммографию или МРТ молочных желез.