Опухоль в разрезе. Главный внештатный онколог — о важнейших вехах 2021 года

Не коронавирусом единым болен человек. Существенно больше страхов традиционно связано с раком.

   
   

О том, что изменилось в работе онкологической службы в 2021 году, рассказывает главный внештатный специалист-онколог Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн:

Лидия Юдина: Андрей Дмитриевич, в прошлом году впервые за долгое время снизилась заболеваемость раком. Чем это объясняется?

Андрей Каприн: Заболеваемость действительно снизилась на 13,2%. Если в 2019 году было выявлено более 640 тысяч новых случаев рака, то в 2020 году — 556 тысяч. Тем не менее это не повод для радости. Главная причина снижения заболеваемости приостановка диспансерных мероприятий и профилактических осмотров в связи с пандемией COVID-19.

Пациенты вовремя не проходят обследование или не идут на прием к врачу вовсе, что снижает показатель выявляемости. Такая ситуация сложилась не только в России, но и за рубежом. Логично предположить, что недовыявление злокачественных новообразований сегодня приведет к росту более тяжелых случаев в будущем. К чему мы, конечно, должны быть готовы.

Надеюсь, что в 2022 году эпидемия коронавируса закончится. Практика показывает, что новые инфекции перестают быть опасными через 2-2,5 года, когда возникает популяционный иммунитет. Это позволит возобновить скрининги и диспансеризации в полном объеме и улучшить выявляемость новых случаев рака.

   
   

В пандемийный 2020 год многие пациенты по всей стране не могли вовремя попасть к врачам и выросли очереди на операции. Удалось ли решить эту проблему в 2021?

— Главным достижением прошлого года считаю тот факт, что нам удалось сохранить объемы онкологической помощи. Только в нашем центре в 2021 году было пролечено больше больных, чем в предыдущем, как стационарно (42,3 тыс.), так и амбулаторно (162 тыс.). Удалось увеличить и количество выполненных операций: мы в трех филиалах провели 18,5 тысяч хирургических вмешательств в 2021 году против 17,5 тысячи в 2020-м.

Еще одним позитивным показателем в оказании онкологической помощи стала работа ЦАОПов (центров амбулаторной онкологической помощи), которые продолжают открываться в регионах. В них работают дневные стационары, где, в частности, пациент может получить химиотерапию в рамках стационара одного дня, а также пройти необходимое обследование. 

К 2021 году удалось открыть 342 ЦАОПа, что выше планового показателя. К 2024 году в стране должны заработать 542 ЦАОПа.  

 

Нажмите для увеличения 

Нужно отметить, что с 1 января 2022 года вступил в силу новый порядок оказания онкологической помощи. Это документ, разработанный профессиональным сообществом и при участии авторитетных общественных и пациентских организаций. Именно он теперь регламентирует порядок оказания медицинской помощи и выводит ее на принципиально новый уровень. В нем четко прописаны сроки оказания помощи, введены единые требования к медицинским организациям, оказывающим помощь онкобольным, регламентировано проведение телемедицинских консультаций. Подчеркну, что теперь любое медучреждение по профилю, вне зависимости от формы собственности, в том числе и частное, может на общих основаниях участвовать в оказании медицинской помощи пациенту. Порядок не устанавливает запретов и не ограничивает права граждан на выбор медицинской организации или врача.

Подчеркну, что Порядком учтены также пожелания пациентов в отношении выбора и получения помощи в учреждениях федерального уровня, куда пациент теперь может обратиться как самостоятельно, так и по решению онкологического консилиума по месту жительства.

По звонку в Центр

Есть приказ Минздрава, согласно которому любой пациент, сомневающийся в правильности назначенного ему лечения, может запросить телемедицинскую консультацию в федеральном центре. Насколько они эффективны?

— Завоеванием прошлого года стало и то, что врачи полностью освоили телемедицинские консультации. Если в 2019 году специалистами НМИЦ радиологии было выполнено 2000 телемедицинских консультаций, в 2020 году  4594 , то за 10 месяцев 2021 года мы проконсультировали более 7000 пациентов. Не секрет, что до 2020 года часть врачей к дистанционным консультациям относилась скептически. Сегодня в их необходимости никто не сомневается. Как показала практика, удаленные консультации позволяют решать множество задач и отчасти компенсировать кадровый дефицит в регионах. В 2021 году с просьбой помочь организовать и наладить работу телемедицинских консультаций к нам обратились венгерские и немецкие коллеги. В этих компактных странах с хорошими дорогами раньше никогда раньше не стоял вопрос о доступности онкологической помощи, и наши коллеги даже не предполагали, что им могут понадобиться удаленные консультации. Теперь они поняли, что это серьезное подспорье в работе в период карантинов, особенно сейчас, когда есть возможность передачи морфологических изображений, что дает возможность получить второе и третье мнение. 

Большим подспорьем в организации онкологической помощи и контроле за ее оказанием станет начатая в 2021 году система ВИМИС (вертикально интегрированная медицинская информационная система), которая позволяет врачам из федеральных центров связываться с региональными врачами-онкологами и оказывать им необходимую профессиональную помощь.

В прошлом году количество жалоб на работу онкослужбы сократилось на 20%. Как удалось этого добиться?

— Считаю это заслугой, в том числе «горячей линии» ( 8 800 444 31 02), которая начала работу в марте 2020 года в НМИЦ радиологии и с тех пор работает круглосуточно и без выходных. На ней постоянно дежурят 30 специалистов нашего центра, которые могут помочь в решении любого вопроса. Ежедневно на «горячую линию» поступает более 300 звонков и каждый позвонивший получает необходимую помощь.

Отключить мозг

В вашем центре была проведена уникальная операция на опухоли головного мозга (глиобластомы). Это заболевание стало причиной ухода из жизни Жанны Фриске, Дмитрия Хворостовского, Михаила Задорнова. Теперь есть надежда спасти таких пациентов? 

— В прошлом году в нашем НМИЦ радиологии междисциплинарной командой врачей из Москвы, Обнинска, Краснодара и Санкт-Петербурга была впервые в мире проведена изолированная химиоперфузия опухоли головного мозга (глиобластомы).

Главная сложность в лечении опухолей головного мозга в том, что для борьбы с ними требуется предельно высокая концентрация лекарств. Но их проникновению препятствует система защиты мозга гематоэнцефалический барьер, а высокие дозы препаратов, введенных через капельницу или порт в общую кровеносную систему человека, пагубно влияют на печень и почки. 

Во время изолированной перфузии кровоснабжение головного мозга отключается от общей системы кровоснабжения человека и обеспечивается кровью отдельно с помощью аппарата искусственного кровообращения, в которую введен химиопрепарат высокой концентрации. После операции, когда  общая токсичность снижается, мозг снова подключается к общей системе.

Сначала специалисты НМИЦ радиологии отработали этот метод в рамках доклинических исследований на приматах на базе НИИ медицинской приматологии (г. Адлер). Первой пациенткой в рамках научного клинического протокола, которой была выполнена операция, стала 45-летняя женщина с глиобластомой 4-й стадии. Затем еще двум пациентам были проведены по два курса химиоперфузии, все они прошли успешно.

Также на базе НМИЦ радиологии в прошлом году была поставлена на поток операция по радиоэмболизации печени и впервые в мире поджелудочной железы с использованием российских радиофармпрепаратов. Известно, что опухоль нуждается в обильном кровоснабжении. В ходе радиоэмболизации в сосуды, питающие опухоль, вводят микросферы с радиоактивным препаратом, которые закупоривают сосуд, тем самым лишая опухоль «питания» и точечно воздействуют на раковые клетки.

Как обстоят дела с разработкой новых лекарств против рака?

— В прошлом году, несмотря на пандемию, государством было выделено значительное финансирование на исследования новых радионуклидных препаратов. Сейчас в МРНЦ им. Цыба  (филиале НМИЦ радиологии) проходят испытания семь новых отечественных радиофармпрепаратов для локального контроля метастазов в костях, печени, а также гели-аппликаторы при раке кожи и т. д.

Два препарата уже одобрены Минздравом РФ для экспериментального применения. Совместно с Физико-энергетическим институтом им. Лейпунского мы разработали и приступили к эксплуатации  компактного генератора рения-188. Рений живёт недолго, и в этом сложность его использования, а на этой платформе можно даже в самом отдалённом регионе его вырабатывать в течение 6 месяцев и обеспечивать радионуклидами всех нуждающихся пациентов. Когда линейка этих лекарств заработает, она перекроет потребность во многих химиопрепаратах.

Кстати

Сегодня любой пациент, который сомневается в назначенном лечении, может по­просить своего лечащего врача сделать запрос на телемедицинскую консультацию федеральных экспертов. Такая просьба должна быть выполнена (на этот счёт издан приказ Минздрава № 915н).