Онлайн-консультация за 200 тысяч и шантаж. Как не нарваться на лжеврачей?

Такое направление, как телемедицина, сегодня выходит на первый план. И объяснение этому простое — в период эпидемии поликлиники не рекомендуют приходить на прием без экстренной необходимости. При этом проблемы со здоровьем никто не отменял. И, естественно, люди хотят убедиться, что с ними все в порядке. Тут на помощь и приходит такой вариант, как телемедицина. Однако не все правильно понимают, как это работает.

   
   

Рисковые пациенты

По сути своей телемедицина — это удаленная консультация с врачом при необходимости. Однако далеко не все правильно понимают принцип организации такого консультирования. В результате у человека могут возникнуть серьезные проблемы.

Так, одни люди жалуются на то, что их лечили травяными настоями, а в это время у них развивалась пневмония. Но совсем вопиющий случай произошел с жительницей Калуги, которая провела удаленную консультацию с «гинекологом», представившимся как Арнольд Карапетян.

У девушки возникла интимная проблема, которая сопровождалась характерной болью. К врачу попасть она не смогла, вследствие чего решила написать о своей проблеме в одном из публичных пабликов. По следам ее сообщения на нее вышел «врач», который заявил, что у него 30-летний опыт работы и собственный кабинет в крупной частной клинике. Он предложил ей провести необходимое лечение, причем за довольно умеренную плату. Но отметил, что ему требуется провести онлайн-осмотр предварительно. Девушка неосмотрительно согласилась, даже не смутившись тем, что у «гинеколога» довольно странный профиль в соцсети.

В результате «врач» Карапетян заявил доверчивой пациентке, что он записал все на видео, а теперь она должна ему 200 тысяч рублей, чтобы запись не оказалась у ее друзей и знакомых.

И тут калужанка поступила в корне неверно. Ведь телемедицина — это не банальные консультации по соцсетям и мессенджерам, а целое медицинское направление, осуществляющееся по строгим правилам и находящееся под жестким контролем со стороны государства.

Как это работает

Какие нюансы следует учитывать, чтобы не стать жертвой мошенников в период, когда телемедицина становится все более востребованной, АиФ.ru рассказал Игорь Шадёркин, к. м. н., заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет).

   
   

«По специальностям для консультирования в телемедицине не существует никаких ограничений. Я, например, сам уролог, и мы в Сеченовском университете консультируем наших пациентов с применением телемедицинских технологий. При применении этих технологий ограничения скорее находятся не в области какой-то конкретной медицинской специализации, а имеют в первую очередь законодательные и технические ограничения.

Первое — по российскому законодательству диагноз, не видя хотя бы один раз пациента очно на приеме, дистанционно ставить нельзя. То же касается и назначения лечения — его нельзя делать, не видя пациента очно. Врачи, работающие в телемедицине, должны иметь действующие сертификаты, работать в учреждении, которое имеет лицензию по роду осуществляемой им деятельности, и это должно подтверждаться с помощью усиленной цифровой подписи. Врачи также должны находиться в реестре врачей и реестре клиник, управляет которым Министерство здравоохранения Российской Федерации. Это уже само по себе убережет людей от того, чтобы не попасть на мошенников.

Второе — должна быть система идентификации пользователей. Просто взять по Skype, WhatsApp, Telegram и провести какую-то телемедицинскую консультацию просто невозможно, если соответствовать российскому законодательству. Если к людям врачи инициативно обращаются, либо они сами обращаются к кому-то через соцсети, а контакт осуществляется с помощью доступных для всех мессенджеров — это вне закона. Ведь по таким каналам нельзя провести идентификацию пользователей на другом конце. Вы же должны четко понимать, с кем общаетесь. В противном случае есть риски, что информация либо попадет в руки мошенникам, либо окажется в открытом доступе.

В рамках телемедицинских проектов врачи общаются и друг с другом, и с пациентами по специальным защищенным каналам связи. Врачи общаются друг с другом посредством переписок и видеоконференций через специальные каналы связи, регулятором которых выступает государство. Что касается дистанционного взаимодействия врачей с пациентами, то на рынке представлены преимущественно частные клиники и так называемые провайдеры телемедицинских услуг. У них есть соответствующие инструменты для налаживания безопасной и защищенной коммуникации. Так, например, какие-то клиники могут предлагать зайти на консультацию через портал Госуслуг, и в такой ситуации, скорее всего, такой инструмент соответствует российскому законодательству. У ряда клиник нет отсылки к идентификации пользователей на портале Госуслуг, но при соблюдении ряда правил их коммуникация с клиентом не менее безопасна. Как правило, используются видеосвязь, аудиосвязь и переписка. Защищенные каналы для консультаций, как правило, имеют сертификаты безопасности, протокол https.

Личная связь через мессенджеры в телемедицине не покрывается оплатой со средств ОМС, ДМС. Если предлагается оплатить через онлайн-банк, мобильный банк и т. д., это совершенно точно незаконно. 

Сейчас есть некоторые технические ограничения при применении телемедицинских технологий. Но техника движется в своем развитии стремительно вперед, причем настолько, что можно делать разные исследования и анализы на дому. Вот, к примеру, у нас есть приборы, имеющие медицинскую регистрацию и способные в домашних условиях сделать анализ мочи. Или такие приборы, которые могут оценивать качество мочеиспускания. С их помощью можно получить результат и переслать его по защищенным каналам связи врачу. Сейчас мы тестируем аппарат для домашнего УЗИ, и это уже реальность.

Что же касается таких вариантов, как осмотр у гинеколога «в зеркалах» или у проктолога — это пока из разряда фантастики.

Но в общем и целом пациенты сегодня могут присылать все что угодно — выписки, анализы, сфотографированные на телефон. Это нормальный канал коммуникации. Они могут делать фото каких-то новообразований и отсылать все так же по защищенным каналам. Это легальные способы работы дистанционно».