Нервная система. Как лечить заболевания, обсуждали на конференции в МЕДСИ

Фото предоставлено пресс-службой ГК «МЕДСИ»

Нервы в человеческом организме обеспечивают связь с окружающим миром, управляют работой всех органов, координируют функционирование всех систем для их согласованной работы. Когда в нервной системе по какой-то причине возникает сбой, это отражается на всем организме. Так что народная мудрость о том, что «все болезни от нервов», во многом верна.

   
   

Этому сложнейшему комплексу проблем современной неврологии была посвящена прошедшая в ММЦ МЕДСИ на Мичуринском проспекте научно-практическая конференция «Актуальные вопросы неврологии».

За жизнь без боли

У нервов есть одна важная функция – доносить до головного мозга сигналы о неблагополучии в различных органах тела. Эти сигналы называются болью, и о них знает каждый. Боль – важнейший физиологический механизм защиты организма и пятый жизненно важный симптом наравне с пульсом, артериальным давлением, температурой тела и частотой вдохов – выдохов. Однако сигнальную функцию она носит только в течение первого часа после появления. В дальнейшем боль порождает лишь страдания и приводит к повреждению структур центральной нервной системы.

Исследования, как «отключить» боль после того, как сигнал уже передан в головной мозг, - одна из основных задач неврологии. Но сначала надо разобраться, какие типы боли превалируют у человека. По словам к.м.н. Алексея Баринова, завкафедрой неврологии и психотерапии Медицинской академии МЕДСИ, главного специалиста по направлению «Неврология», самая частая боль – это скелетно-мышечная (почти половина случаев), за ней идут головная и лицевая (13,36%). По международной шкале боль градируется по интенсивности от нуля (отсутствие боли) до 10 (нестерпимая боль).

Для снятия болевых симптомов врачи располагают широким спектром медикаментозных и немедикаментозных средств. Но полностью избавится от нее можно только одним способом – вылечив пациента. А для этого доктор должен привлечь его на свою сторону, иначе никакая терапия и хирургия не дадут стопроцентно положительного эффекта.

«Да, организатор лечения – всегда врач, - рассказала в своем выступлении на конференции д.м.н., профессор Ирина Ястребцева, врач-невролог, рефлексотерапевт ММЦ на Мичуринском проспекте. – Но с пациентами надо работать скрупулезно, с ними надо говорить, причем не только о лекарствах. Надо объяснять людям само собой разумеющиеся для нас вещи. Например, что при лечении болей в спине необходимо снижать вес, правильно поднимать тяжести, если без такой работы нельзя обойтись и т. д. Без этого пациент может принимать самые серьезные препараты и не получать улучшения».

Фото предоставлено пресс-службой ГК «МЕДСИ»

Что с «Альцгеймером»?

Всемирная организация здравоохранения констатирует эпидемию деменции по всему Земному шару. Этим термином в медицине описывается несколько заболеваний, оказывающих негативное влияние на память, мышление и способность к повседневной деятельности. Иными словами, на когнитивные способности человека.

   
   

Четверть случаев деменции приходится на болезнь Альцгеймера, при которой нарушаются функции головного мозга, появляются проблемы с памятью, мышлением и поведением. Пока болезнь Альцгеймера неизлечима, но во многих странах мира ищут эффективные возможности ее лечения.

«Для раннего выявления этой болезни существуют анализы, - сообщила на конференции к.м.н., врач-невролог КДЦ на Белорусской Юлия Телышева. – Показания для их сдачи – наличие в семейной истории родственника, который страдал или страдает этим заболеванием. В мире активно проводится разработка лекарственной терапии. В приоритете – создание вакцины. Пока – безуспешно. Напомню, что клинические испытания первой вакцины от болезни Альцгеймера были приостановлены на второй фазе, когда выяснилось, что у 6% пролеченных пациентов развился асептический менингоэнцефалит».

Болезнь, которой нет

Среди множества неврологических диагнозов существуют такие, которые ставят только врачи старой советской школы. К ним относится вегетососудистая дистония (ВСД), которую нельзя назвать «полноценным» заболеванием. Этот диагноз отсутствует в Международной классификации болезней. Но все еще отечественные терапевты, кардиологи и неврологи продолжают ставить этот диагноз пациентам, у которых обследование не выявило никаких нарушений, а жалобы на плохое самочувствие продолжаются.

По статистике, этот диагноз выявляют у 13% пациентов. А вот на конференции «Актуальные вопросы неврологии» в рамках дискуссии сразу несколько экспертов выступили с мнением, что под маской ВСД скрывается множество заболеваний.

«ВСД – это такое понятие, на которое можно списать почти что любую симптоматику, - считает врач-кардиолог, к.м.н., главный специалист по направлению «Кардиология» ГК «МЕДСИ»  Александр Патрикеев. – Помните, как у английского писателя Джерома К. Джерома один персонаж взялся читать медицинскую энциклопедию и обнаружил у себя симптомы всех описанных там болезней, кроме ящура и родильной горячки? Вот так и с ВСД. За этим диагнозом может стоять гипотиреоз, анемия, депрессия, диабет, вирусный гепатит и т. д. Единственная причина, по которой вегетососудистая дистония еще существует, заключается в том, что страховые компании оплачивают ее лечение».

Когда лечения слишком много

Врачи давно заметили, что половина посетителей поликлиник обращаются туда с весьма неясными жалобами: тут колет, тут болит, тут нехорошо. Многие из них относятся к категории ипохондриков, т. е. людей, чрезмерно переживающих по поводу собственного здоровья.

«Ипохондрия – это не столько симптомы как таковые, - считает медицинский психолог ММЦ на Мичуринском проспекте, руководитель направления «Психология» Александра Федорова, - сколько чрезмерная тревога. В последнее время причинами для тревог (как правило, необоснованных) становятся озабоченности по поводу онкологии, кардиологии и (после пандемии COVID-19) вирусных заболеваний. На этом фоне возникает учащенное сердцебиение, головные боли, чувство тревожности, иногда – панические атаки. Дело осложняется тем, что все это – симптомы многих реальных заболеваний».

Ипохондрики избегают социальных контактов и людных мест, зато подолгу роются в интернете и потом находят для себя все новые и новые симптомы.

Лечится ипохондрия тяжело. Поскольку это психосоматическое заболевание, нужен междисциплинарный подход. Только совместные усилия психологов, психиатров и врачей клинических направлений (терапевт, невролог и т. д. – в зависимости от состояния больного) могут принести успех.

Родом из головы

Человек вообще устроен сложно, особенно в части головы. Прежде, чем лечить, например, весьма распространенные тазовые боли, надо исключить психогенные причины их возникновения. В качестве примера значения психосоматики Алексей Баринов привел историю, которую можно было бы счесть курьезной, если бы от нее реально не страдали люди: «В результате внушенных страхов у человека может возникнуть вполне реальная симптоматика. Например, в Европе и Китае в конце XIX века были описаны случаи эпидемии синдрома коро. Это когда мужчинам начинает казаться, что их половые органы уменьшаются и втягиваются в живот, что грозит неминуемой смертью. В ряде случаев в «краже пенисов» обвиняли колдуний, которых в Европе даже находили и сжигали, но страхи от этого не уменьшались».

Поэтому многие заболевания, по мнению участников конференции, важно лечить в комплексе с тревожно-депрессивными расстройствами. И эту проблему они рассмотрели с разных сторон.

Так, д.м.н., врач-психотерапевт КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне Александр Добровольский изложил свою точку зрения по поводу того, кто должен заниматься пациентами с тревожно-депрессивными расстройствами. Татьяна Сурненкова, врач функциональной диагностики, сомнолог, руководитель Центра сомнологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне, рассказала о специфике ночной полисомнографии у пациентов. Она отметила, что нарушения сна представляют собой одну из наиболее распространенных и важных проблем современной медицины. Недостаток сна не только влечет снижение работоспособности, ухудшение общего самочувствия, снижает качество жизни пациента, но и может стать причиной развития психических нарушений, когнитивной дисфункции, психосоматических заболеваний. Чаще расстройствами сна (инсомнией), как уточнила эксперт, страдают пациенты старше 60 лет, для которых характерна мультифакторная природа нарушений сна. «Золотой» стандарт диагностики инсомнии - ночная полисомнография, которая проводится во время сна пациента с помощью прибора «Нейрон-Спектр-СМ». Он наиболее точно, с видеофиксацией, регистрирует все ключевые показатели у пациента в комфортном для него режиме, во время сна, без каких-то ограничений в движении. Лечебная тактика в отношении инсомнии включает два подхода – устранение факторов, негативно влияющих на процесс сна, и воздействие на способность к засыпанию и структуру самого сна.

Алексей Баринов сосредоточился на проблеме врачей – синдроме «выгорания», а также поиске ресурса и мотивации, чтобы этого избежать.

Вообще, трудно не удивляться числу человеческих болезней – как истинных, так и мнимых. И чем дальше продвигается медицинская наука в их познании, тем болезней становится больше. Это в значительной мере относится и к неврологии – медицинской дисциплине на гране физической и душевной ипостасей человека. И спасибо врачам, которые пытаются в этом разобраться.