Наталья Ткаченко: «За отказ родителей от прививок расплачиваются их дети»

Наталья Ткаченко. © / Из личного архива

Впрочем, в последнее время противников вакцинации у нас в стране по­убавилось. С чем это связано?

   
   

Слово – заведующей отделением вакцинопрофилактики детей с отклонениями в состоянии здоровья Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (раздел «Клиника»), врачу высшей категории Наталье Ткаченко.

Во спасение

Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Наталья Евгеньевна, ваше отделение во многом уникально. Кто становится его пациентом?

Наталья Ткаченко: Отделение у нас и впрямь уникальное, поскольку прививаем мы в основном детей с хроническими заболеваниями, тяжёлой неврологической, наследственной патологией, за вакцинацию которых в других лечебных учреждениях не взялись. Тем не менее для таких детей это подчас вопрос жизни и смерти: такой ребёнок должен быть защищён от инфекций, которые могут быть для него не просто опасными – смертельными.

– Ослабленных детей прививают по особому графику?

– Мы проводим им вакцинацию в период ремиссии (затихания. – Ред.) основного заболевания. При этом мы всё чаще используем для этой категории детей комбинированные, бесклеточные вакцины, благодаря которым уменьшается инъекционная нагрузка на ребёнка да и антигенная тоже. Для сравнения: вакцина АКДС, в которой содержится цельноклеточная коклюшная вакцина, содержит в себе 3 тысячи антигенов, а комбинированная шестивалентная вакцина (против полиомиелита, коклюша, столбняка, дифтерии, вирусного гепатита В. – Ред.) – всего порядка 10.

– Теперь понятно, почему многие родители боятся АКДС-вакцины как огня…

   
   

– Адсорбированная цельноклеточная коклюшно-дифтерийно-столб­нячная вакцина правда обладает большей реактогенностью, однако повышение температуры тела и/или покраснение в месте введения вакцины не являются осложнениями – это нежелательные явления после вакцинации, обусловленные естественной реакцией организма.

Честный разговор

– Тем не менее по соцсетям (и не только) продолжают блуждать страшилки про то, как после прививки ребёнок стал инвалидом…

– У этих страшилок нет никакой доказательной базы. Человеку свой­ственно путать понятия «после» и «вследствие». «После» – не значит из-за этого! Кстати, из более чем 80 тысяч (!) вакцинаций, которые были сделаны за шесть последних лет в нашем отделении детям с отклонениями в состоянии здоровья, не было ни одного случая поствакцинальных осложнений. Почти все наши пациенты активно рекомендуют наше отделение своим родным, друзьям и близким. Но даже у тех, кто к нам уже пришёл и кто только готовится к прививкам и поэтому звонит на нашу «горячую линию», вопросов всё равно масса.

– Что волнует родителей?

– В первую очередь вопросы безопасности вакцинации, на каждый из которых мамы и папы получают аргументированный ответ. И, кстати, абсолютное большинство из них потом прививают у нас своих детей даже не по российскому – по европейскому календарю.

– Он сильно от нашего отличается?

– В нашем национальном календаре прививок 12 обязательных вакцин против 12 инфекций. В европейском (в зависимости от страны) – их 15–17.

– Прививок против каких инфекций, на ваш взгляд, нам не хватает?

– Против ротавирусной инфекции (от которой во время летнего отдыха в зарубежных отелях страдают только российские дети), гепатита А (так называемой желтухи), ветряной оспы (эта вакцина входит в национальные календари развитых стран с 1984 года), менингококковой инфекции (от менингококкового сепсиса и гнойного менингококкового менингита погибают около 16% всех заболевших), вируса папилломы человека (ВПЧ), который в 80% случаев является причиной развития рака шейки матки. Увы, пока эти необходимые детям прививки у нас в стране родителям приходится делать платно.

– Какими вакцинами вы пользуетесь: зарубежными или отечественными?

– В основном зарубежными, поскольку против многих инфекций ещё нет отечественных вакцин, они в стадии разработки. Правда, недавно мы общались с россий­ским производителем вакцинных препаратов. Нас уверили, что в скором времени планируется создание отечественной бесклеточной вакцины, которая придёт на смену АКДС – на неё приходится больше всего поствакцинальных реакций. Это очень обнадёживает.

Цена невежества

– А есть такие дети, которым вакцинация вообще противопоказана?

– Есть, но их число на самом деле очень невелико. Абсолютными противопоказаниями к вакцинации являются: системные аллергические реакции или осложнение на предыдущее введение вакцины. Для вакцинации живыми вакцинами – первичные иммунодефицитные состояния, злокачест­венные новообразования. В остальных случаях мед­отводы от прививок, как правило, носят временный характер. Таким поводом может быть тяжёлая перинатальная патология, в том числе перинатальное поражение центральной нервной системы, врождённые пороки развития, наследст­венные болезни обмена, ­аутоиммунная патология (ревматоидный артрит, например) и, наконец, банальная острая респираторная инфекция.

– Одна ваша коллега как-то пожаловалась мне в интервью на необоснованные отводы от прививок, которые, перестраховываясь, выдают детям врачи районных поликлиник. Вы часто с такими примерами сталкиваетесь?

– Постоянно! Доходит до абсурда: отводы даются детям с минимальными неврологическими нарушениями (так называемым синдромом мышечной дистонии), с незначительной анемией, дисбактериозом – мифическим диагнозом, от которого с невероятным усердием у нас продолжают лечить детей врачи.

Даже в условиях родильного дома, когда ребёнок должен получить в первые сутки жизни вакцину против гепатита В, а начиная с третьих суток – против туберкулёза, нередко срабатывает возмутительная практика, когда в палату к родильницам приходят с вопросом: «Кто сегодня отказывается от вакцинации?» Я называю это одним словом – «дремучесть». И нежелание образовываться! Врач не имеет права так себя вести.

– Чего же тогда от бедных родителей требовать!

– Увы, у нас не редкость, когда к нам в отделение приводят на вакцинацию детей 5, а то и 10 лет, которым никогда до этого прививок не делали. С их родителями общаться очень сложно. За свою жизнь они начитались и наслушались очень много… Но наступает момент, когда страх перед инфекциями пересиливает страх перед вакцинацией, которая призвана от них защитить. Я очень уважаю этих родителей за их мужество, за их здравый смысл, за их действенную любовь к своим детям!

Правда, бывает так, что необходимость сделать ребёнку прививку родители осознают слишком поздно. Недавно к нам в НЦЗД обратилась женщина, у которой ребёнок заболел туберкулёзом. Четверо его старших братьев и сестёр здоровы, поскольку были привиты. Пятого ребёнка мама решила не прививать. За её страх перед вакцинацией её сын заплатил своим здоровьем. Можно ли ещё что-нибудь к этому добавить?

Кстати
Многие родители задаются вопросом: нужно ли ребёнку сдавать анализ крови и мочи перед каждой вакцинацией? Наш эксперт уверяет: каждый раз сдавать анализы здоровому ребёнку не имеет смысла. К тому же, если ребёнок начинает заболевать, скажем, ОРВИ, реакция со стороны крови может последовать лишь спустя три дня от начала заболевания. Это, впрочем, не касается тех больных, для которых контроль за лабораторными показателями обязателен (например, во время ремиссии инфекции мочевыводящих путей, нейтропении раннего дет­ского возраста). Также желательно сделать прививку в рамках плановых диспансерных осмотров в возрасте 1, 3 и 12 месяцев, накануне первой в жизни вакцинации.