Надо лечить. Почему зависимость от табака требует помощи врачей

Новое исследование ВЦИОМа показало, что несмотря на все меры по борьбе с табакокурением доля курильщиков в нашей стране практически не меняется с 2014 года. Некоторый прогресс можно наблюдать только в сравнении с более ранними показателями. Так, в 2009 году 41% респондентов ответили, что употребляют табачные изделия, а в 2022 году таковых стало 33%. При этом снижение числа курильщиков пришлось за счет тех, кто употребляет несколько сигарет почти каждый день — их доля с 2009 года снизилась почти вдвое. В то же время доля заядлых курильщиков (тех, кто в сутки выкуривает пачку сигарет или больше) остается стабильной с 2009 года — это одна пятая населения страны. Интересно также, что доля курильщиков, которые хотели бы порвать с этой вредной привычкой, только снизилась. В 2022 году 31% курильщиков заявили, что не хотят бросить, хотя в 2017 таких было всего 19%. Средний возраст тех, кто не хочет отказываться от курения — 45 лет. Респондентам также задавался открытый вопрос, на который можно было дать свободный ответ: «Что должно произойти, чтобы Вы бросили курить?». Первое место в мотивации делят собственно желание бросить курить и проблемы со здоровьем. Люди также указывают на силу воли и благоприятную внешнюю среду — отсутствие стрессов, благополучие в жизни. А вот материальный фактор — повышение стоимости сигарет — отмечает всего 4%.

   
   

Директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков, к. м. н., геронтолог Александр Розанов сообщает, что из всех мер, которые можно предпринять для снижения смертности в нашей стране, да и в мире в целом, отказ от курения едва ли не самая эффективная.

«По количеству отсроченных смертельных исходов отказ от курения превышает даже снижение уровня холестерина и контроль артериального давления. Табакокурение — это далеко не только онкология, но и существенный рост рисков сердечно-сосудистых заболеваний, которые ответственны за большую часть смертей среди россиян. 30-летний курильщик может рассчитывать прожить еще около 35 лет, тогда как 30-летний некурящий может ожидать, что проживет еще 53 года. К сожалению, от этой привычки отказаться очень сложно. Это мы знаем из врачебной практики, и это же подтверждают социологи. Курит каждый третий россиянин. При этом фактические данные могут быть еще выше — ведь опрос проводился со слов респондентов, а практика других стран — например, Южной Кореи — показывает, что среди женщин там многие скрывают факт курения», — рассказывает Александр Розанов.

По словам специалиста, ограничительные меры тут плохо работают. Они, вероятно, показывают определенную эффективность, но только в когорте тех людей, у которых нет выраженных признаков сильной никотиновой зависимости. Поэтому снижение числа курильщиков происходит в основном среди тех, кто курит немного или время от времени.

«Выкуривание пачки сигарет в день — это уже важный маркер, который указывает на сформировавшуюся зависимость. А зависимость — это болезнь, которую надо лечить. К сожалению, общество и государство скорее склонны к стигматизации курильщиков, а такое отношение не будет способствовать их выздоровлению. Современный научный подход предполагает сотрудничество врача и пациента. И здесь надо понимать, что не все люди готовы бросить курить — исследование ВЦИОМ это тоже подтверждает — но это не значит, что таким людям нельзя помочь. В таком случае мы придерживаемся стратегии снижения вреда — рекомендуем пациентам искать альтернативы обычным сигаретам среди продуктов с пониженным риском. Ведь основной вред здоровью приносит не никотин, а продукты горения табака. А уменьшить их воздействие на организм можно даже для людей с самой сильной никотиновой зависимостью», — объясняет Александр Розанов.

На примере курения хорошо раскрывается практика модификации рисков. К каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Нужно понимать, к чему он готов, а к чему не готов. Одно дело начинающие курильщики — здесь велики шансы, что им удастся бросить. Но если человек курил последние 40 лет своей жизни, то он вряд ли откажется и бросит — здесь нужно думать, как снизить уровень вреда. Александр Розанов объясняет, что важно системно поддерживать меры, которые позволяют детально информировать курильщиков о рисках, связанных с курением, поддерживать эффективное регулирование, приводящее к снижению потребления сигарет, а также пытаться оградить несовершеннолетних от потребления никотина в любой форме.

По мнению специалиста, необходима разработка, реализация и содействие осуществлению общероссийских, региональных и местных программ, направленных на всестороннее изучение факторов риска, а также способствующих их снижению. Объем накопленных научных данных может и должен привести со временем к формированию рискориентированного регулирования в российском здравоохранении.